Древние монастыри края

                                     Преподобный Антоний Дымский. Государственный 
                                     музей изобразительного искусства Карелии. XVII век.

Почти одновременно с принятием христианства на Руси появились монастыри. Старейшим монастырём, основанным в нашем крае, является Антониево-Дымский мужской монастырь. По бытовавшей до недавнего времени официальной версии он основан в 1242 году преподобным Антонием Дымским.

Основатель монастыря родился в 1206 году в Новгороде. Достигнув достаточного возраста, Антоний избрал для себя монашескую стезю и стал учеником преподобного Варлаама, основателя монастыря, выстроенного в Хутыни на крутом правом берегу Волхова, в 10 километрах севернее Новгорода. Инок Антоний отличался от прочих особой любовью к келейной одиночной молитве. После нескольких лет монашеского служения Антоний посетил святые места на Востоке и вернулся в монастырь незадолго до кончины своего наставника игумена Варлаама.

После смерти последнего монахи избрали Антония игуменом Хутынского монастыря. Но по преданию, Антоний принял завет Варлаама Хутынского об основании в лесах новгородских новой обители во имя Троицы. Недолго пробыв игуменом, он удаляется в леса Обонежья. Место для основания обители Антоний выбрал на берегу лесного озера, невдалеке от погоста в Дымех, вероятно, уже основанному на речке Дымке, впадающей в реку Тихвинку. Ниже по течению реки лежали земли другого, названного позднее Пречистенским Тихвинским, погоста, где спустя полтора века после основания Троицкого Дымского монастыря произойдут события, связанные с явлением Тихвинской иконы Богоматери.

Установительную грамоту, т.е. разрешение на строительство и отвод земель для строительства монастыря, Антоний получает от князя Александра Невского. Собрав братию и устроив монастырь, преподобный Антоний Дымский скончался в 1273 году. В 1370 году были открыты его мощи, и он был канонизирован русской православной церковью.

Празднование памяти преподобного Антония Дымского совершается дважды в году, 7 июля («Антоний летний») и 30 января («Антоний зимний») по новому стилю.

Данное краткое изложение о жизни и подвигах преподобного Антония Дымского сделано в 1861 году иеромонахом Дымского монастыря Иоанном. В основу были положены жития преподобного Антония Дымского, составленные в XVII-XVIII веках, и труды настоятеля монастыря Герасима (Гайдукова), занимавшего данный пост в 1800-1803 гг.

Многие более поздние почитатели преподобного Антония Дымского и некоторые современные краеведы постарались дополнить данную версию жития преподобного Антония Дымского дополнениями о том, что князь Александр Невский не только дал разрешительную грамоту, но и сам побывал на берегах Дымского озера, где исцелился от ревматизма, купаясь в его водах.

Однако ещё в XIX веке некоторые исследователи, в том числе автор многотомных рассказов по истории русской православной церкви граф М.В. Толстой, отмечали несоответствие дат жития преподобного Антония Дымского с точно аргументированными историческими датами.

По летописным данным наставник Антония Дымского Варлаам Хутынский скончался в 1192 году. Это событие по-новому заставляет взглянуть на даты жизни преподобного Антония Дымского. Уточнённая версия жития преподобного Антония Дымского изложена на сайте Антониево-Дымского мужского монастыря в интернете.

Согласно уточнённой версии жития преподобного Антония Дымского, он родился около 1157 года. Будучи монахом Хутынского монастыря, совершил паломническое путешествие в Константинополь и Святую землю в 1187 году. После смерти Варлаама Хутынского отправился в Обонежье на берега Дымского озера в 1193-1194 гг., где основал монастырь в честь Антония Великого, позднее названный его именем. Скончался преподобный Антоний Дымский в 1224 году.

Таким образом, основание Антониево-Дымского монастыря следует отнести к концу XII-началу XIII века, а все отношения преподобного с князем Александром Невским (родился ок. 1220 г.) являются не только легендарными, но и безосновательными.

Известный тихвинский краевед И.П. Мордвинов также подверг критике прежнюю версию жития преподобного Антония Дымского. В письме в редакцию газеты «Русский Север» в 1915 году он обсудил вопрос об основании Антонием Дымским Вырдомской пустыни, расположенной в 30 верстах от города Белозерска. Народные предания устойчиво соотносили основание данной пустыни с именем преподобного Антония Дымского, что зафиксировано в справочниках XIX века.

Указанный в житие преподобного Антония Дымского факт разграбления в 1409 году монастыря татарами соответствует исторической действительности. Только вот предводителя тех татар хана Едигея в наших краях никогда не было. В 1409 году он осаждал Москву, отпустив часть войска для разграбления Русской земли. Один из небольших конных татарских отрядов поднялся вверх по Мологе и Чагодощи, достиг нашего края, разграбил окрестности и ушёл обратно.

Через некоторое время монастырь был восстановлен. О его существовании в XV веке свидетельствует редкая подписная икона Св. Симеона Столпника, хранящаяся в Государственном Новгородском музее-заповеднике. В подписи на иконе указано, что она написана в Дымский монастырь и датирована 1465 годом.

Первое письменное упоминание о Дымском монастыре относится к 1574 году. Подробное описание монастыря в писцовой книге Обонежской пятины письма и дозору А.В. Плещеева было произведено в 1583 году. В этот период в нём были « церковь древяная преподобного Онтония да придел Николы Чудотворца, да другая церковь древяная ж Рожество Ивана Предтечи с трапезою» .

Монастырь был окружён деревянной оградой, внутри, кроме церквей, находились келья игумена и 13 келий для монашествующей братии. Хозяйство монастыря находилось в большом упадке, большая часть монастырской пашни заросла лесом, а коровий двор, находящийся за монастырём у озера, обслуживал всего лишь один слуга монастырский Семён Иванов.

В монастыре в этот период жили 55 монахов Валаамского монастыря во главе с игуменом Варламом. Находились они здесь по государевой грамоте с 3 августа 1581 года, после того как в ходе Ливонской войны 20 февраля 1578 года шведы захватили Валаам. Тогда 18 старцев и 16 послушников были зарублены мечами, а через некоторое время, при очередном нападении, шведы и вовсе сожгли Валаамский монастырь. В 1611 году шведы опять предали всё на Валааме огню и мечу, уничтожив восстановленный монастырь. По условиям Столбовского мирного договора 1617 года Валаамские острова остаются за Швецией. Часть оставшихся в живых монахов снова находят долговременный приют в Дымском монастыре.

Во время осады Тихвинского Большого монастыря в 1613 году шведами, находившиеся у них на службе «литовские люди» или «черкасы» (запорожские казаки) опустошили весь Тихвинский край. Разорению подвергся Дымский монастырь, при этом деревянные церкви уцелели. Вторично в истории монастыря монахам удалось спасти мощи и другие святыни от поругания, надёжно упрятав их от чужих глаз. Возобновляется Дымский монастырь в 1626 году повелением царя Михаила Федоровича и с благословения его отца патриарха Филарета.

Восстановленному монастырю жалуются новые земли вместе с зависимым крестьянским населением. Согласно писцовым книгам Обонежской пятины, в 1646 году численность зависимого населения мужского пола во владениях Дымского монастыря составляла 29 человек, а к 1678 году их число возросло до 64 человек. К этому времени Антоньевский Дымский монастырь был приписным к Новгородскому Софийскому дому, т.е. находился под непосредственным управлением новгородского митрополита; по другим данным приписка произведена в 1690 году.

                                             

Икона Великомученицы Параскевы Пятницы.

С середины XVII века известны по именам строители, управляющие монастырём, которых до конца века насчитывалось 18 человек. Из них наиболее выдающимися были: строитель Филарет, при котором в 1655 году была построена деревянная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери с двумя приделами – Антония Великого и Николая Чудотворца, и строитель Досифей, впоследствии известный расколоучитель.

В 1687 году в монастыре произошёл пожар, от которого пострадала пятиглавая Казанская церковь; восстановленная к 1689 году, она стала трёхглавой, сохранив при этом приделы св. Антония Великого и Николая Чудотворца.

К XVII веку относятся сохранившиеся наиболее древние иконы с изображением преподобного Антония Дымского на фоне основанного им монастыря. Одна из них находится в Карельском музее изобразительных искусств в г. Петрозаводске, куда она поступила из Кижского заповедника в 1963 году.

На небольшой иконе (43 х 37 см) изображён в молитвенном предстоянии перед Иисусом Христом преподобный Антоний. Он находится на берегу рядом с монастырём. В центре монастырского ансамбля изображена шатровая колокольня, две шатровые постройки и две одноглавые клетские церкви. Монастырь обнесён деревянной оградой. Святые ворота, крытые бочкой (архитектурный приём древнерусских мастеров), обращены к озеру, на берегу которого находятся две небольшие хозяйственные постройки. На заднем фоне изображён лиственный лес.

Другая подобная икона XVII века находится в Русском музее, и несколько отличаясь живописной манерой, полностью совпадает с первой по изображению архитектурного ансамбля монастыря.

Исследуя данные иконы и другие материалы, а также проведя натурное и биолокационное исследование территории Дымского монастыря, М.И. Мильчик и Е.П. Варакин пришли к выводу, что иконы XVII века запечатлели обобщённый образ монастыря с отображением его индивидуальных черт. Была уточнена дата написания икон, которая соответствует, по мнению исследователей, последнему десятилетию XVII века.

В 1764 году по указу императрицы Екатерины II Дымский монастырь вместе с множеством других православных монастырей был закрыт. Восстановили его спустя тридцать лет. Новое закрытие последовало уже в советский период. В настоящее время Антониево-Дымский мужской монастырь является самостоятельным и входит в состав Санкт-Петербургской митрополии Русской православной церкви (Московский Патриархат).

Дымский монастырь не был единственным древним монастырём, расположенным на нынешней территории Бокситогорского района. Имеются неуточнённые письменно данные о существовании небольшого монастыря в Суглицком погосте (Журавлево), погибшего в Смутное время в начале XVII века.

На востоке Бокситогорского района в Егорьевском Койгушском погосте на берегу речки Лепрудки, впадающей в Тутоку, в 8 верстах от Радогощи, при содействии местных помещиков Унковских, во второй половине XVII века была основана Пятницкая Лепрудская пустынь.

В 1681 году на месте утраченной была построена новая деревянная церковь во имя святой Параскевы Пятницы. Строителем церкви был плотник « Олонецкого уезда дворцовой мегорской волости Василий Иванов сын Квасов », подлинный договор которого, датированный 20 сентября 1681 года, хранился в архиве Тихвинского Успенского монастыря. Главная достопримечательностью удалённой обители была местночтимая икона Параскевы Пятницы,выполненная на доске размерами 16 на 12 вершков.

По сведениям И.П. Мордвинова, составившего рукописный исторический очерк пустыни, из принадлежностей обители XVII века в преддореволюционный период сохранялись антиминс 1670 года и синодик, находящийся в Румянцевском музее (Славяно-русские рукописи Ундольского, Москва, 1840, №158). В нём упомянуты священно-иноки пустыни – Геронтий, Игнатий, Александр, Яков. Обитель большую часть своего существования находилась в приписке к Тихвинскому Успенскому мужскому монастырю.

После указа о монастырской секуляризации 1764 года Пятницкая Лепрудская пустынь была закрыта, а её главный деревянный храм превращён в выставочную приходскую церковь. Остатки церкви сохранялись вплоть до 70-х годов XX века.

 

Леонид Старовойтов,
краевед.



Документы по теме:
::  Публикация в газете (291Кб)


© 2018 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика