Древние христианские храмы

Церковь Рождества Богородицы, д. Лиственка. XVI век. Современное фото

По летописным данным известно, что крещение Новгорода состоялось в 991 году, спустя три года после принятия христианства Киевом. Распространение христианства в Новгородской земле шло медленно, и в нашем крае оно долго не могло вытеснить языческие верования. Но постепенно новая вера была принята славянским, а затем и вепсским населением нашего края.

Она стала основой их мировоззрения, их верой, но заметно отличалась от того христианства, которое бытовало в Византии, и которое принесли византийские священники на Русь. Новая вера во многом слилась со старыми языческими верованиями и трансформировалась в двоеверие, проявления которого будут наблюдаться на протяжении многих веков, вплоть до настоящего времени. Об этом свидетельствует наличие колдунов, леших, водяных и прочей нечистой силы в нашем сознании.

Новая религия повлияла на изменение погребального обряда. Славяне перестали сжигать своих покойников и сооружать сопки. Им на смену пришли курганы с трупоположением умерших. В наиболее древних курганах ещё встречаются трупосожжения, свидетельствующие о том, что уходящие в мир иной престарелые предки просили сыновей и внуков отправлять их к богам через ритуальное сожжение, а не закапывать в землю для гниения и разложения.

С XII века курганные погребения стали сменяться захоронениями в жальниках. Жальничные погребения в наших окрестностях производились в XII-XV веках. Захоронения в них проводились по обряду трупоположения. О христианской принадлежности похороненных здесь предков свидетельствует наличие на жальниках множества каменных крестов. Из археологических исследований жальников известна лишь одна находка, подтверждающая существование христианства в крае. Это маленький серебряный крестик, найденный археологом А.И. Колмогоровым в 1911 году при раскопке жальника у д. Черкасова Гора на берегу реки Чагоды.

Жальники на протяжении многих веков служили местами поклонения предков. Ещё сравнительно недавно часть нашего населения считало жальники могилами «забудущих родителей». На жальниках отмечали радуницу, возводили каменные кресты (деревянные не дошли до нашего времени), сооружали деревянные часовни. Впоследствии на протяжении веков жальники отошли от повышенного внимания человека, но остались сакральными местами деревенских жителей. Многие жальники покрылись лесом, но рубить этот лес не позволяло мировоззренческое сознание прежних жителей края.

В современную эпоху значительное количество жальников погибло от деятельности человека. Ещё в начале XX века, по подсчётам археологов, в среднем и верхнем течении реки Тихвинки было зафиксировано 28 жальников, в бассейне реки Чагоды – 19 жальников, в долине реки Воложбы – 23 жальника.

На нынешней территории г. Пикалёво и в его окрестностях в прошлом жальники находились почти в каждой существовавшей тогда деревне (Ивановская, Аринино, Новая Деревня, Ладыжно, Баламутово, Повышево, Обрино, Новли, Матвеевская, Дуброва, Селиваново, Шипково). Ныне от них остались следы одного-двух жальников.

В XIV-XV веках жальники в нашей местности перестали сооружаться. Согласно утвердившимся христианским обрядам умерших стали погребать на кладбищах около церквей, которые строились на погостах.

Ранее погосты были главными опорными пунктами новгородцев в здешних местах. Их устройство происходило постепенно на протяжении ряда веков от 947 года, когда к югу от нашего района по реке Мсте были устроены первые погосты княгиней Ольгой во время пребывания в Верхней Руси.

Погосты, если рассматривать само значение данного слова, были местами гостьбы, т.е. местами, в которых гостили князь и дружина во время полюдья (сбора дани). Здесь также останавливались купцы в периоды установленного торга, и происходил обмен части собранной дани на привезённые городские и заморские товары. Здесь смерды-общинники, уплатившие княжеские подати или прошедшие княжеский суд, оставшееся добро меняли на необходимые в хозяйстве вещи или подарки для женской половины семьи. В данных пунктах первоначально находились места поклонений языческим богам, впоследствии возникли христианские храмы. В дальнейшем погосты стали административно-церковными центрами прилегающей округи.

В начале XIII века все освоенные северные территории перешли под непосредственное управление новгородской боярской республики. Новгородские бояре начали массовый захват земель и закабаление местных жителей. Рядом с погостами возникали их центры, известные по названиям населённых пунктов Большой Двор или Великий Двор, где обитали боярские слуги и сборщики налогов.

В XV веке количество погостов на нынешней территории Бокситогорского района возросло до 12. Их названия складывались из названия местной главной церкви и населённого пункта. С севера на юг территорию современного Бокситогорского района занимали следующие погосты: Никольский в Пелушах, Егорьевский в Койгушах, Михайловский в Озерах (Окулово), Иванский Вольской (Поток), Антоньевский на Дымях, Воскресенский в Лучанах (Пикалево), Никольский Суглицкий (Журавлево), Климецкий в Колбеках, Михайловский в Черной (близ Рудной Горки), Никольский на Волоке Готславле (близ Анисимово), Михайловский в Березуе и Радуницах (Осницы) и Егорьевский в Озереве.

Через территорию Бокситогорского района в далёком прошлом проходила граница между пятинами Новгородской земли. Часть погостов, расположенных на территории района, относилась к Обонежской пятине, другая, восточная часть, располагалась на территории Бежецкой пятины. Пятины, в свою очередь, делились на половины. Территория города Пикалёво на протяжении многих веков относилась к Воскресенскому Лученскому погосту Нагорной половины Обонежской пятины.

Первые описания местных погостов относятся к 1496 году. Сохранились записи московского писца Юрия Сабурова о погостах на Волоку, в Озерах, Койгушах и Пелушах. В них кратко указывалось наименование церкви, перечислялись дворы, в которых жили поп (священник), дьяк церковный и сторож церковный, с указанием, сколько у них было пашенной земли и сенокосов. О типе церквей в данном случае остаётся лишь предполагать.

В описаниях погостов 1583 года, расположенных в Бежецкой пятине (восточная часть Бокситогорского района), писца князя Василия Звенигородского были указаны типы церквей. В погосте Березуе и Радуницах стояла «…церковь Архангила Михаила древяная клецки». Церковь Вольского погоста была обозначена как «древяная вверх», а церкви Суглицкого и Озеревского погостов отмечены каждая как «древяная на каменное дело».

Таким образом, в XV-XVI веках деревянное зодчество нашего края проявлялось в сооружении клетских и шатровых церквей на местных погостах, а также более редких по типу «древяна на каменное дело». Древние шатровые церкви в крае не сохранились в отличие от широко распространённых клетских церквей.

Самой старой, из уцелевших до нашего времени в Бокситогорском районе, является деревянная церковь Рождества Богородицы, расположенная на берегу реки Колпь в д. Лиственке. Точное время её строительства датируется по надписи на нижнем тябле иконостаса – «...лета 7108 (1599 г.) году сентября в восьмой день постави сию церковь во имя Рождества пресвятой Богородицы раб божий крестьянин Данилы Патрикеева сына Клобакина Ефтефей Тимофеев сын с братиею».

Как и все церкви клетского типа, Рождественская церковь состоит из трёх объёмов: небольшой клети, алтарного прируба и сеней (трапезной). Первые два объёма собственно церкви и алтаря перекрыты двухскатной кровлей на двойных повалах, что является особенностью данной церкви. Третий объём, трапезная, перекрыта простой односкатной крышей; возможно, это было сделано в 1720 году, когда Рождественская церковь была отремонтирована и несколько перестроена. В алтаре и в собственно церкви сохранились маленькие волоковые оконца, по старине сделан дверной проём из церкви в сени. Древний облик проёму придают широкие откосы, резная верхняя колода с килевидным оформлением по центру. Сохранилась также расписная подзорная доска, редкая для аналогичных данному типу храмов.

Особенностью Рождественской церкви являются уступы-сливы у основания кровли. Этот практический приём устройства крыши создаёт препятствия для потоков дождевой воды, стремительно сколь-зящей вниз по крутонаклонным плоскостям крыши.

В каскадности крыши Рождественской церкви также ощущается стремление мастеров-плотников к повышению художественности архитектурного контура. Эта особенность свойственна церквям, сооружённым в местах исторического проживания вепсов или близким к ним, как в данном случае. Внутри церкви сохранился резной клирос, тябла старинного иконостаса с надписью и изображениями святых.

Другой, сохранившейся до нашего времени древней клетской деревянной церковью, является Никольская церковь XVII века. Она расположена на правом берегу реки Чагоды, напротив центра древнего Егорьевского Озеревского погоста в д. Усадище (Сельцо-Горка). Храм поставлен на небольшом возвышении и имеет каменную плохо сохранившуюся ограду.

К собственно церкви с востока прирублена в перевязку пятигранная апсида; со стороны северного и западного фасадов пристроена крытая галерея. Сруб собственно церкви рублен в обло, при этом верхние три венца имеют небольшой развал боковых стен. Покрывает постройку двускатная самцовая крыша, слеги врублены в каждый венец (плотницкий приём конца XVII века), венчает сруб луковичная главка, врубленная в конёк.

Рядом с церковью ранее стояла деревянная невысокая колоколенка, звон колокольни был устроен в виде открытой галереи, крыша над звоном держалась на столбиках, завершалась кровля главкой. Поднимались на площадку звона, где висело три колокола, по приставной лестнице. Церковь с колокольней были обнесены оградой, сложенной из булыжников. Внутри церкви находился рамный иконостас.

Никольская церковь представляет чрезвычайную ценность не только своей древностью, но и объёмно-композиционным решением, сохранением конструктивных и строительных традиций и приёмов, своим архитектурно-художественным обликом, несмотря на то что она неоднократно подвергалась ремонту.

Не дошедшие до нашего времени деревянные церкви, поставленные на «каменное дело», имели в плане четырёхугольный (квадратный) сруб или четверик. С восточной стороны обычно к четверику прирубался небольшой алтарь, а с западной прямоугольная пристройка-трапезная.

Особенностью церквей данного типа являлось их покрытие. Основной объём церкви был перекрыт пофронтонно, на два ската (всего 8 скатов), подобно каменным церквям новгородского типа ХIV-XVI вв.

Завершался храм небольшим срубом-восьмериком, на котором водружался шатрик с главкой. Таким образом, церковь как бы повторяла тип каменного храма гармоничными пропорциями и всем своим обликом. Каменная городская и деревянная, в основном, сельская архитектура развивались в средние века в тесных взаимосвязях, обогащая одна другую. Тщеславие сельских прихожан, желающих иметь храм не хуже городского, удовлетворялось сравнительно малыми средствами. Позднее церкви, построенные как «древяные на каменное дело» вышли из моды и перестали сооружаться в нашем крае.

 

Леонид Старовойтов,
краевед.



Документы по теме:
::  Публикация в газете (289Кб)


© 2017 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика