Первые каменные храмы

Первые каменные храмы

На протяжении нескольких столетий христианские храмы на территории нашего края сооружались из дерева. Народные зодчие на протяжении столетий выработали различные типы храмов, удовлетворяющих потребностям местного населения. Архитектурное разнообразие православных деревянных храмов со временем было дополнено появлением на территории края каменных храмов.

Первый монастырский каменный храм на территории района был возведён в 1655 году в Антониево-Дымском монастыре. Он неоднократно перестраивался и переосвящался в 1738-1744, 1806 и 1840 годах и разобран в 1956-1961 гг. Ныне восстанавливается.

Освящён первый каменный храм Дымского монастыря был во имя преподобного Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Постройка не была удачной. В 1740 году на её месте была возведена каменная Троицкая церковь с колокольней. Церковь имела длину 10 сажен (21,6 м) и ширину 7,5 сажен (16,2 м). Кроме главного престола в церкви были открыты два разномерных придела: иконы Казанской Божией Матери и св. Антония Великого.

Соборная церковь XVIII века Дымского монастыря не имела особых архитектурных достоинств. Тихвинский краевед И.П. Мордвинов дал ей следующую оценку. Церковь «…производит впечатление постройки XVII в., но это свидетельствует только о том, что тихвинские каменщики на целое поколение отстали в своём искусстве».

Во второй половине XVIII века Дымский монастырь был закрыт после монастырской секуляризации 1764 года, проведённой императрицей Екатериной II. После возобновления его деятельности главный собор монастыря был вновь перестроен. Произошло это при настоятеле монастыря Герасиме Гайдукове в 1806 году, когда была надстроена каменная Троицкая церковь с приделом во имя преподобного Антония Дымского.

В 1803 году на территории района была возведена ещё одна каменная постройка. Ею стала часовня во имя Антония Дымского с кельею для жительства монаха – смотрителя часовни и собирателя пожертвований. Часовня располагалась на Ярославском тракте у деревни Галично.

В сельских приходах края первой каменной церковью, возведённой на территории Бокситогорского района, является Казанская церковь деревни Мозолёво. Она была выставочной церковью от главной Покровской церкви Климентского Колбекского погоста.

Церковь возведена тщанием местного помещика секунд-майора Петра Ивановича Колтовского; советами ему помогал эрудированный в церковном строительстве настоятель Дымского монастыря Герасим Гайдуков. Церковь была освящена во имя иконы Казанской Божией Матери в 1802 году.

Однопрестольная Казанская церковь была построена в общей связи с колокольнею, имела сравнительно небольшие размеры: длина – 22 метра и ширина – 8,6 метра. На крыше церкви имелась одна большая глава, колокольня была выполнена в один ярус. Главной святыней храма был образ Божией Матери Казанской, список с подлинной иконы, перенесённый в наш край в XVII веке местным уроженцем, бывшим казанским воеводою Григорием Путятиным. По некоторым сведениям, возможно, в церкви позднее был сооружён придел во имя св. Митрофания Воронежского.

Данной церкви предшествовала деревянная Казанская церковь, возведённая в 1675 году мозолёвской помещицей Ульяной Васильевной Путятиной. О предыдущих храмах, возведённых на её месте, пока ничего неизвестно. Местные дворяне Путятины считали Казанскую церковь своей домовой церковью и оказывали ей постоянную поддержку. В XVIII веке во владение бывшим имением Путятиных вступает Петр Иванович Колтовский, перенёсший свои заботы на Казанскую церковь.

Тихвинское дворянство уважало секунд-майора П.И. Колтовского, считавшего себя в родстве с родом Анны Колтовской – четвёртой жены Иоанна Грозного, в иночестве царицей-старицей Дарьей, скончавшейся в Тихвинском Введенском монастыре в 1626 году. Он был избран в 1786 году дворянским сообществом исправником земского суда Тихвинского уезда и занимал данную должность в течение трёх лет. Скончался Петр Иванович Колтовский в 1801 году, не дождавшись завершения строительства Казанской церкви и её освящения.

Священниками Казанской церкви во второй половине XIX – начале XX века были Стефан Соболев, Алексей Розмаринский, Николай Полетаев. Николай Вихров и Александр Вихров. Основными вкладчиками церкви были дворяне Тимиревы и князья Мышецкие. Одним из последних известных вкладов в церковь княгини Анны Николаевны Мышецкой, проживавшей в своей усадьбе рядом с селом Мозолёво, был вклад ризничных и утварных вещей стоимостью 250 рублей, совершённый в начале 1888 года.

В советское время Казанская церковь была перестроена под сельский дом культуры путём возведения дополнительных пристроек под одну массивную крышу. Выделить из общего объёма здания бывшую церковь затруднительно.

27 июля 1802 года в селении Званы (Великий Двор) на реке Тихвинке была заложена каменная церковь. Закладывалась она при попечительстве местного помещика полковника Дмитрия Никифоровича Кобылина. Церковь строилась медленно и была освящена 15 июля 1818 года во имя Архистратига Михаила в присутствии коллежского советника Василия Дмитриевича Кобылина. Церковь была выставочной, а для дворян Кобылиных, проживающих рядом в усадьбе, являлась домовой церковью. Строители церкви отец и сын Кобылины нашли своё последнее пристанище у стен церкви. Церковь получила своё посвящение от предыдущих, сменявших друг друга деревянных церквей, одна из которых была перестроена дворянами Кобылиными ещё в 1668 году. Кроме основного престола во имя Архистратига Михаила церковь имела придел Святителя Николая.

Помещики Кобылины проявляли постоянную заботу о Михайловской церкви. В 1842 году на колокольню церкви был повешен новый колокол весом 27 пудов и 30 фунтов (около 444 кг), литый в Юрьевом монастыре близ Новгорода. Спустя два года в приделе Св. Николая был возобновлён иконостас усердием иеромонаха Владимира из рода Кобылиных, ставшим впоследствии архимандритом Тихвинского Богородицкого Успенского Большого монастыря.

В 1853 году на Званскую церковь был установлен новый крест. Он хорошо ориентировал путешествующих по Тихвинской водной системе и приглашал в храм путников, остановившихся при прохождении Петербургского шлюза. Этому способствовало также то обстоятельство, что шлюз находился рядом с церковью.

В 1870 году на церковь поставили новый крест. При его установке присутствовал полковник В.А. Кобылин, один из последних представителей данного дворянского рода в нашем крае. После отмены крепостного права в 1861 году имение Званы было продано, и дворяне Кобылины навсегда покинули родовое гнездо, сохранявшееся за ними на протяжении трёх столетий.

Заботу о церкви взяли на себя купцы, чьей малой родиной были окрестные деревни. Одним из них был Стефан Селищский. В 1889 году новгородская консистория разрешила на его средства провести следующий ремонт: возобновить отвалившуюся штукатурку на колокольне и церкви, оскоблить по всей церкви прежнюю полинявшую окраску и вновь выбелить; цоколь фронтонов с западной, северной и южной сторон оштукатурить цементом и основания колонн обить листовым железом. Внутри церкви было предписано перекласть повреждённые две печи и вновь окрасить клеевою краской, а цоколь и подоконники с рамами по всей церкви – масляною краской.

В настоящее время в Великом Селе (Званах) не осталось никаких следов существования церкви и барской усадьбы. На месте Михайловской церкви расположился обыкновенный деревенский дом, построенный в не столь отдалённое время. Под огород отошла часть кладбища, на котором упокоилось не одно поколение дворян Кобылиных и других неизвестных наших соплеменников.

Среди них был похоронен священник Михайловской Званской церкви Иоанн Плотников. Он служил в приходе 55 лет и был зверски убит злоумышленниками 17 января 1911 года уже в преклонном возрасте.

Следующая каменная приходская церковь была построена в 1822 году в Иванском Вольском погосте Устюженского уезда. Центр Вольского погоста находился близ деревни Поток современного Бокситогорского района. До возведения каменной церкви на погосте стояли деревянные церкви Рождества Иоанна Предтечи и Пресвятой Троицы. Новая церковь была освящена во имя иконы Тихвинской Богоматери.

В плане Тихвинская церковь представляет собой вытянутый, близкий к квадрату (11х13 м) четырёхугольник основного объёма и трёх пристроек: циркульной апсиды с востока, трапезной и притвора с двухъярусной колокольней с запада. Общие размеры постройки 13х34 м. Кроме главного престола в церкви имелись престолы во имя св. Иоанна Предтечи и св. Великомученика Георгия.

Известны имена священников, служивших в церкви в период с 1864 по 1917 годы. Это Василий Поташев, Федор Мытенский, Алексей Поташев и Николай Антонский. Их служба неоднократно благословлялась и поощрялась новгородским епархиальным начальством.

Каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Потоке едва не погибла в советское время. В новом XXI веке она была восстановлена и является образцом заботы прихожан о своём храме для жителей всего Бокситогорского района.

По времени строительства к первым трём сельским приходским каменным храмам близка каменная церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы, упомянутая в сборнике «Земля Невская православная» как приписная к Воскресенской Лученской церкви. Она была построена в 1825 году в усадьбе Селище (близ сельца Сашино) около современной железнодорожной станции Пикалёво-I. Её предшественница деревянная Введенская церковь упоминается в переписи 1710 года. К сожалению, других сведений о данной церкви автору пока не удалось разыскать.

 

Леонид Старовойтов,
краевед.



Документы:


© 2024 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МУК «Дворец Культуры г. Пикалево» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.
Array ( [0] => template_id index:4 template:tpl_main navy_template_id:1 )