Строительство деревянных приходских храмов в конце XIX-начале XX века

Последний этап строительства приходских храмов в нашем крае, перед наступлением периода семидесятилетней борьбы с религией, пришёлся на конец XIX-начало XX века. На данном этапе строились преимущественно деревянные церкви, что было связано с существенной экономией приходских средств, затраченных на их возведение. В богатых приходах по-прежнему строились каменные храмы.

Главное церковное управление Российской империи (Синод) выделило средства для постройки единоверческих церквей в местностях края, «заражённых расколом». Приверженцы старых обрядов на территории края в основном обитали в верховьях реки Тихвинки (Деревская волость с центром Окулово) и в среднем течении реки Чагоды (Тарантаевская волость с центром Озерево).

Для староверов Деревской волости, согласившихся на единоверие, было решено построить церковь по проекту новгородского епархиального архитектора. В 1875 году были проведены торги на строительство храма, оценённого в 7917 руб. 11 коп. Сооружение храма растянулось на несколько лет. Церковь в селе Никола построили в 1880 году.

Тогда же был создан новый Никольский Озерский приход, в состав которого вошли 28 населённых пунктов. Первоначально в него вошла деревня Окулово, расположенная на правом берегу реки Тихвинки напротив Михайловской церкви. Ошибку исправили через несколько лет. Определением новгородской консистории крестьяне деревни Окулова были перечислены из Никольского в Михайловский Озерской приход. Сообщение об этом было напечатано в Новгородских епархиальных ведомостях в №11 за 1885 год.

В 1890 году Никольская Озерская церковь была перестроена с уменьшением размеров. Относилась она к клетскому типу церквей, и была возведена на каменном фундаменте в одной связи с деревянной колокольней. И церковь, и колокольня были покрыты железом. Внутри церкви был освящён один престол во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Другая единоверческая церковь была построена в 1899 году в деревне Селище Тарантаевской волости на реке Чагоде (ранее Егорьевский Озеревский погост, а ныне Климовское сельское поселение). Церковь была деревянной и освящена во имя Донской иконы Божьей Матери. Священниками в ней в дореволюционный период были Емельян Алексеевич Николаев, а затем Платон Матвеевич Сорокин.

С начала строительства Донская церковь в Селищах имела обширный круг благотворителей из близких и отдалённых мест. И.И. Пирозерский, владелец гончарного завода на реке Тихвинке близ Окулова, пожертвовал на церковь белое железо для покрытия глав церкви и колокольни, изразцы для облицовки трёх печей, сложенных в помещениях церкви, а также два зеркальных креста на церковь.

Крестьянин деревни Куряты Василий Кольцов вложил в качестве дара в церковь подсвечник с фарфоровой свечой стоимостью 30 рублей. Сумма для обычного крестьянина в те времена очень солидная. Новгородская купчиха Савина пожертвовала занавеси к царским вратам стоимостью 50 рублей. Устюженский мещанин А.Ф. Малышев пожертвовал 50 рублей для приобретения церковной утвари, а купец Д.Д. Жуков приобрёл для церкви икону Спасителя.

Скромную по размерам деревянную церковь клетского типа построили прихожане в селе Сенно на месте уничтоженной пожаром деревянной Троицкой церкви. Заботу о возведении храма взял на себя местный священник Василий Соловьев. По указанию новгородской консистории от 19 февраля 1883 года освятить храм во имя святых Флора и Лавра было поручено благочинному 2 округа Тихвинского уезда священнику Дмитрию Предтеченскому.

Церковь Флора и Лавра была рублена в «лапу» и представлена тремя объёмами (срубы собственно церкви, апсиды и паперти) размером 6,9 х 17,7 метра. Сруб церкви установлен на каменном фундаменте и имеет размер 6,9 х 8,4 м, апсида имеет размеры 5,1 х 4,5 м, паперть – 4,4 х 4,5 м. Крыша церкви и паперти двускатная, крыта железом, крыша апсиды перекрыта на пять скатов. Одна большая глава была сооружена над зданием собственно церкви, маленькая главка возвышалась над алтарём.

В советское время церковь была приспособлена под клуб, затем под магазин. Ныне она входит в состав церковного архитектурного ансамбля Троицкого Сенновского скита Тихвинского Введенского женского монастыря.

В 1880 году сгорела деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы Осницкого погоста, простоявшая на берегу Березорадинского озера 280 лет.

Утрата церкви в небогатом приходе была большим несчастьем для прихожан. Однако совместными усилиями местные жители с помощью вкладчиков со стороны сумели возвести новую деревянную церковь. Одним из вкладчиков был местный уроженец, к тому времени заштатный протоиерей Казанской церкви города Устюжны Федор Михайловский, вложивший в строительство церкви и в пользу причта 1400 рублей.

Новую церковь освятили в 1884 году, сохранив её старое посвящение.

Размеры Покровской церкви вместе с колокольнею составляли 7,8 х 24,5 м. Церковь была одноглавой клетского типа. Пожар в январе 1915 года уничтожил данный храм.

Несмотря на тяжёлые годы Первой мировой войны, прихожане в 1916 году возвели новую деревянную церковь с колокольней. Храм построили на каменном фундаменте размерами несколько меньшими старой сгоревшей церкви. Общие размеры алтаря-церкви-притвора составили 7,6 х 19,9 м.

Находящаяся на возвышении посреди кладбища Покровская Осницкая церковь была видна издалека. Особую выразительность ей придавали рубленые четверики и восьмерики собственно церкви и колокольни с шатровыми покрытиями и главками.

Десять больших окон здания церкви обеспечивали изобилие света, давали возможность детально рассмотреть сюжеты икон в многоярусном иконостасе. Последний имел размеры в длину 6 м 76 см и в высоту 4 м 67 см и был украшен деревянной резьбой с позолотой.

К началу XXI века церковь фактически погибла, имея для храмовых сооружений сравнительно небольшой возраст. Попытки её восстановления в наше время местными дачниками очень благородны, хотя ни один новодел не может полноценно заменить утраченный старинный оригинал, но в данном случае это не столь важно. Главное – в восстановлении вековых традиций и в продолжение существования самих храмов в древнем погосте в Березуе и Радуницах.

В 1901 году на средства прихожан и при финансовой и материальной поддержке предпринимателя Валентина Ивановича Рейтера в деревне Чудцы была построена однопрестольная деревянная Покровская церковь. Она была приписной к Воскресенской Суглицкой церкви и собственного причта не имела. Богослужения проводили священники Суглицкой (Журавлево) церкви. В советский период здание церкви было перенесено на другое место и использовалось под клуб.

К концу XIX века полностью обветшали постройки Корвальского погоста. В 1887 году новгородская консистория разрешила разобрать деревянную колокольню и деревянную ограду погоста. Новую каменную ограду из булыжного камня, с прибавлением места для кладбища, возвели всем миром.

Через несколько лет снесли Никольский храм, стоящий на возвышении у кладбища с 1756 года, и на его месте возвели новый, который освятили также во имя Чудотворца Николая в 1904 году. Основным вкладчиком средств в сооружение приходской церкви был Алексей Ефимович Пименов – новоладожский купец и тихвинский лесопромышленник, который не только профинансировал строительство и обеспечил стройку брёвнами и пиломатериалами, но и выделил средства на обновление интерьера церкви и приобретение икон в дополнение к местному старинному образу Чудотворца Николая, считавшегося явленным.

Первоначально новая церковь была видна из самых различных точек селения, но постепенно оказалась укрытой деревьями, к нашему времени имеющими вековой возраст. Со временем разрушилась каменная ограда из крупных валунов, окаймляющая погост. До полного разрушения самой церкви, закрытой советской властью ещё в 1940 году, остаётся непродолжительное время.

Ещё одна малоизвестная деревянная церковь была построена в центре деревни Лиственка на берегу реки Колпи в 1908 году на востоке современного Лидского сельского поселения Бокситогорского района, в то время Верховско-Вольской волости Устюженского уезда. К этому времени на кладбище деревни Лиственка уже несколько веков стояла деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Новую церковь также освятили во имя Рождества Богородицы. Она была приписной, и обслуживал её причт Коробищенской церкви во главе со священником Михаилом Платоновичем Образцовым. В советское время церковь была закрыта. В 70-е годы прошлого столетия её здание использовалось под общежитие совхозных рабочих.

Кроме перечисленных выше деревянных приходских церквей, сооружённых в конце XIX-начале XX века в нашем крае, необходимо упомянуть деревянную Воскресенскую церковь с приделом Чудотворца Николая в Воскресенском Лученском погосте (ныне город Пикалёво). По данным церковно-исторического справочника «Земля Невская православная» она была построена в 1893 году. В этот год по утверждению дореволюционного краеведа И.П. Мордвинова в Воскресенском Лученском погосте сгорела старинная деревянная 20-главая церковь Воскресения Христова. Несмотря на то, что тихвинский краевед по факту существования данной церкви говорит утвердительно, современные исследователи считают его сведения легендарными.

Вопрос о строительстве приходских церквей в Воскресенском Лученском погосте изучен недостаточно. По данным Новгородской епархии в Лученском погосте в 1858 году имелись две деревянные церкви: Воскресенская, постройки 1708 года, и Рождества Христова, постройки 1734 года.

На старом пикалёвском кладбище, за современной церковью находится разрушенная усыпальница дворян Мальшей, владельцев усадьбы Выглядово в XIX-начале XX вв. Если поднять тяжёлые камни разбросанных надгробий, то на одном из них можно прочесть следующую эпитафию: «Здесь покоится прахстроителя сего храма надворного советника Федора Карловича Мальш. Родившегося 30 июня 1794 года. Скончавшегося 6 сентября 1869 года» (выделено мною).

Следовательно, в период с 1858 по 1869 год в Воскресенском Лученском погосте была построена новая церковь на средства лесопромышленника Ф.К. Мальша, который с 1858 года являлся потомственным дворянином, вследствие награждения его высшим российским орденом.

Судьбу старых деревянных церквей, стоящих на погосте с XVIII века, можно проследить по сообщениям Новгородских епархиальных ведомостей.

В ведомостях за 1883 год №20 автору удалось найти заметку следующего содержания: «Определением (новгородской консистории) от 30 сентября причту и старосте Лученской церкви Тихвинского уезда разрешено разобрать ветхий деревянный храм в погосте, с употреблением материала на поправку ограды около кладбища». К сожалению, в заметке не указано, какая из церквей Воскресенская (1708 г.) 
или Рождественская (1734 г.) подлежала разборке.

В №13/14 ведомостей 1888 года было опубликовано разрешение консистории причту и старосте Лученской церкви «окрасить масляною краскою кровлю на их церкви, а также и наружные стены оной…».

По-видимому, перекраске подлежало здание церкви, сооружённой на средства Ф.К. Мальша, так как через год последовало новое решение новгородской консистории: «Причту и старосте Лученской церкви Тихвинского уезда разрешено перестроить их ветхую деревянную церковь на приходские средства, с сохранением ея прежних плана и фасада. 11 августа (1889 г.)». Красить церковь перед её разборкой не имело смысла.

Таким образом, обе деревянные церкви Лученского погоста, сооружённые в первой половине XVIII века, были разобраны за ветхостью к 1890 году. По всей видимости, церковь, сооружённая Ф.К. Мальшем, сгорела к 1893 году. Была ли она 20-главой, похожей на знаменитую 22-главую церковь в Кижах? Сомнительно!

Местные прихожане сравнительно быстро в 1893 году возвели новую деревянную церковь во имя Воскресения Христова с приделом, посвящённым Николаю Чудотворцу. В начале XX века наличие одной церкви в богатом приходе на Ярославском тракте не устраивало ни причт, ни прихожан. Каменную церковь Воскресения Христова в Лученском погосте (ныне Пикалёво) возвели к 1910 году по данным издания «Земля Невская православная».

 

Леонид Старовойтов,
краевед.

 



Документы по теме:
::  Публикация в газете 2 (63Кб)
::  Публикация в газете 1 (74Кб)
::  Публикация в газете (274Кб)


© 2020 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МУК «Дворец Культуры г. Пикалево» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.