Урочище Копань

Из лесной глуши вернемся обратно на основную дорогу, чтобы продолжить путь на Волок, и вскоре прибываем в Копань – урочище, расположенное на берегу реки Чагоды. О приближении к Копани свидетельствуют кучи лесного хлама и обезображенная лесорубами земля.  В Копани люди жили на протяжении около восьмисот лет,  и это была одна из красивейших деревень по дороге на Волок. На левом берегу реки Чагоды, напротив урочища, находится зарастающее поле, на краю которого расположился жальник. Никаких обозначений жальника как археологического памятника на местности нет, Вероятность, что в недалеком будущем он исчезнет, довольно велика, так как около жальника проложена лесная дорога к озеру Трощевица, переходящая в тропу, ведущую по болоту к озеру Сухому.

Фото: Жальник в урочище Копань. Современное фото.

Жальник отмечен в работе В.А. Лапшина «Археологическая карта Ленинградской области» под № 915. Археологами зафиксирована насыпь высотой 1,3 м, вытянутой формы 23х15 м, на поверхности которой были видны отдельные камни. В последний раз жальник визуально исследовался в 1989 году.  Особых отличий он не имеет и, следовательно, можно утверждать, что данное место было последним пристанищем для местных жителей в XIII-XIV вв. В последующие годы по настоянию священнослужителей похороны местных жителей проводились в центре округи в Волокославинском погосте на кладбище у церкви.

В писцовых книгах XV-XVI вв. упоминания о деревни Копани найти не удалось, деревня расположенная на её месте возможно  носила другое название. В конце XVII века крепостная деревня Копань принадлежала дворянскому роду Ушаковых. В 1710 году ею владел стольник Иван Клементьевич Ушаков. Затем она снова перешла в другие дворянские руки.

В год отмены крепостного права (1861 год) владельцем крепостных крестьян проживающих в данной деревне был некий П.П.  Ханкиополь. Окончательно избавились крестьяне Копани от остатков крепостных отношений лишь в 1884-1885 гг., заключив выкупную сделку на землю с прежним помещиком.

Через три года после реформы 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права в стране началась земская реформа, согласно которой выборные всесословные уездные и губернские земства должны были заниматься развитием образования, медицины, транспорта, почтовой связи, ветеринарии, статистики и другими делами,  необходимыми для нормальной жизни сельского населения. Введенные налоги в пользу земств были небольшими и необременительными для населения. К чести земств ими было сделано много при минимальных средствах.

В 80-х годах XIX века дорога, по которой мы совершаем своё путешествие в историческое прошлое, стала земским обывательским трактом. По нему было налажено движение почты и пассажиров на гужевом транспорте за умеренную плату. Обывательский тракт от станции Обринской (ныне Пикалево) до станции Тарантаевской (ныне Озерево) имел протяженность 65 верст и в основном проходил вдоль реки Чагоды по деревням Копань, Большой Двор, Буян, Опоки, Забелино.  Кроме начальной и конечной станций на нем были станции Анисимовская и Забелинская, где производилась смена лошадей. По договоренности с тихвинским уездным земством крестьяне на станциях содержали по 4 лошади, за исключением станции Обринской, где содержалось 6 лошадей.

К 1890 году был открыт новый обывательский тракт от станции Анисимовской до станции Большегорской (ныне Колбеки) протяженностью 29 верст. Он начинался в деревне Анисимово, у Волокославинского погоста уходил на юго-запад к деревне Семеновской, и далее на станцию Рудногорскую до которой было 15 верст. От последней до станции Большегорской (Колбеки) насчитывалось 14 верст. Обслуживали обывательские тракты крестьяне, получавшие от проезжающих установленную плату. За состоянием дороги и мостов следило земство, постоянно улучшая их. Сеть обывательских трактов была продуманной и позволяла доставлять пассажиров до требуемых мест.

Для удобства проезжающих начальная станция тракта ст. Обринская – ст. Тарантаевская было перенесена на Окуловскую пристань Тихвинской водной системы, станция Обринская с постройкой железной дороги Петербург - Вологда стала Пикалевской. Несколько ранее была открыта новая Копаньская земская станция на перегоне Обрино-Анисимово. В 1916 году содержателем Копаньской станции был Иван Ягненков, предоставлявший проезжающим до 4-х лошадей.

В начале XX века деревня Копань была средней по величине и насчитывала 9 дворов с 11 жилыми помещениями (избами), в которых проживало 54 человека обоего пола. Основными занятиями жителей были пашенное земледелие и разведение скота, а дополнительными - лесные промыслы и гужевой извоз.

С незапамятных времен в деревне находилась часовня. Из века в век она вследствие обветшалости перестраивалась или подвергалась капитальному ремонту. Последнее здание часовни было построено в 1830 году. Часовня была клетского типа, с двухскатной тесовой крышей. Её основные размеры: длина – 2 сажени, ширина – 1,5 сажени, высота до крыши - 1,5 сажени (сажень = 216 см). Снаружи часовня была обшита тесом. О её судьбе в советское время ничего неизвестно.

В послевоенные годы исчезла сама деревня. В справочнике административо-территориального деления Ленинградской области 1966 года она не упоминается. Ранее социалистические преобразования в деревне довели часть её жителей до нищеты. Особенно тяжкой была жизнь престарелых одиноких стариков. Разваливающиеся колхозы пенсию платить не могли, а государственная пенсия для колхозников была установлена при Н.С. Хрущеве лишь в 1964 году и была мизерной. В этих условиях оставалось только идти по миру.

Одним из нищих, иногда появлявшихся в поселке Пикалево в начале 50-х годов прошлого века, был копаньский сгорбленный старик, довольно неопрятного вида. Весной он шел от дома, к дому собирая куски хлеба, картофелины и невеликие деньги, которые ему давали сердобольные женщины. Им пугали маленьких детей, и те очень его боялись.  Говорили, что в молодости это был статный мужчина, знал, где идут под землей водные жилы и копал колодцы. Возможно, поэтому он и получил своё прозвище – Копыш, а может быть просто от названия своей деревни.

О протекающей рядом с деревней Копань речке Чагоде немного известно из военно-статистического обозрения Новгородской губернии середины XIX века. По сведениям военных топографов того времени дно речки от истока до деревни Фалилеевой было иловатым, а далее до Зайцева (Большой двор) – каменистым. Трудностей в переправе через неё не существовало. Первый мост через реку Чагоду находился ниже по течению от Копани, когда старая дорога переходила на левый берег реки. Современную дорогу проложили по правому берегу Чагоды, по ней мы продолжим свой путь.

Л.А. Старовойтов,

краевед

 

© 2017 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика