Волокославский погост

На место нахождения древнего Волокославского погоста, указывает заросшее деревьями и кустарниками древнее кладбище с каменной оградой и остатками полуразрушенной каменной церкви, хорошо видимые от деревни Большой Двор.   Для его осмотра вначале необходимо, перейдя мост через реку Чагоду, подняться в горку, повернуть влево, остановиться и медленно окинуть взглядом окружающую панораму.

Каменная ограда Волокославского погоста. Фото 1974 г.

Академик-археолог, тихвинец В.И. Равдоникас в изданной в 1924 году книге «Доисторическое прошлое Тихвинского уезда», отметил, что Волокославский погост находится «…как раз на том месте, где Воложба и Чагода (приток Чагодощи) всего более сближаются между собой; здесь, несомненно, был древний волок и есть все основания думать, что этим волоком пользовались и норманны». Было это по утверждению автора в IX – X веках, т.е. более чем тысячу лет тому назад.

Данный древний волок находился на пути известном как «путь из варяг в арабы (булгары)», который использовали норманны (варяги) для походов в Волжскую Булгарию (район Казани). Этот путь не нужно путать с «путем из варяг в греки», который шел с Балтики по реке Волхову в Новгород и далее до Константинополя. Известно, что варяги сами ничего не производили, а занимались грабежом. По пути на Волгу они захватывали у местных угро-финских племен (весь, меря) рабов и пушнину, и награбленное с успехом обменивали в Булгарии на арабские дирхемы (монеты), клады которых неоднократно находили спустя века на пути с Волги на Балтику.

На территорию нашего края славянские племена пришли с юга. Они взяли под контроль местный волок. Свидетельством первоначального обитания славянского населения на Волоку является сопка на западном берегу озера Боровое (Фомкинское), расположенная в 2 км к югу от погоста. Сопка представляет собой крутобокую насыпь (курган) диаметром 26 м и высотой 5 м. Вершина сопки повреждена кладоискателями, которые естественно ничего не нашли, так как славяне в это время хоронили мертвых по обряду трупосожжения. Дата сооружения сопки – IX – X вв.

С конца X века использование волока варягами прекратилось. Древняя Русь вошла в силу. С данного времени до наших дней нет никаких исторических сведений об использовании волока как торгового или транспортного пути. Измышлений о торговых путях через Волок различных краеведов более чем предостаточно, но все они не имеют никаких доказательств. Торговые пути в нашем крае возобновились лишь с XVI века, и пошли по сухопутью с Тихвина на Сомино и далее на Волгу минуя Волок. В конце XVIII века тихвинско-соминский путь назывался Великой Переволокой.

Первым письменным документом, в котором описывается Волок, является писцовая книга Юрия Сабурова 1496 года. В ней древний погост в верховьях Чагоды был записан как погост Волок Готслав. В писцовой книге 1583 года он именовался как Волок Хотьславль. В 1774 году, в связи с передачей местных земель в состав Тихвинского уезда, погост был, упомянут как Волокохотославский. В XIX веке он стал носить имя как погост Волокославский.

В 1496 году на погосте стояла Никольская церковь. К ней  был приписан церковный причт во главе с попом Федотом, в который также входили поповы дети Платонко и Филатко, дьячек Еска и сторож Климко. Согласно писцовой книге 1583 года, на погосте стояла деревянная Никольская церковь с приделом мученика Мины. В составе церковного причта были поп Степан Семенов, дьячек Олешка Григорьев, проскурница Анна и пономарь Куземка.

Новая деревянная Никольская церковь, построенная на месте старой в 1666 году, имела кроме главного престола посвященного Николаю Чудотворцу, престол, освященный в честь Покрова Богоматери. Церковь была главным культовым сооружением Волокославского погоста, а затем и Анисимовской волости. О первоначальной деревянной колокольне, несомненно, находящейся рядом с церковью на погосте, ничего не известно.

Из сохранившихся страховых документов, относящихся к 1910 году, видно, что церковь была клетской, снаружи обшитой тесом и выкрашенной масляной краской. Длина церкви составляла 21,3 м, ширина – 7 м, высота до карниза – 5,3 м. Завершала здание церкви одна большая глава,  с установленной на ней крестом. Для освещения помещений внутри церкви были устроены 9 больших и 2 малых круглых окна. Внутри церкви располагался иконостас длиною около 7 м. и высотою до 5 м. Подобный иконостас размещался в приделе церкви.

Спустя сто лет после возведения Никольской (Николаевской) церкви рядом с ней в 1767 году была построена деревянная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами мученика Мины и преподобного Александра Свирского. Среди церквей Волокославского погоста она была самой большой по размерам. Относилась Введенская церковь к типу ярусных церквей, которые любили возводить жители нашего края в XVIII веке. Вертикальная ось церкви проходила через мощный деревянный четверик собственно церкви, затем возведенный на четверике восьмерик на котором был врублен восьмигранный барабан. Завершал вертикаль купол с главкой на маленьком барабане-шейке и установленным на ней крестом. С востока к зданию примыкала пятигранная апсида, где находился главный престол, а с запада располагалась обширная трапезная и крыльцо. Церковь была обшита тесом.

Есть предположение, что первоначально тесовый обшив церкви отсутствовал, и она имела другое вертикальное завершение, характерное вкусам прихожан XVIII века. В начале XX века церковь была теплой, в ней проводились богослужения в холодное время года. Отапливалась церковь одной круглой железной печью. Здание церкви имело 6 больших окон. Главный иконостас церкви имел размеры 7,3 х 5,2 м, два других в приделах церкви имели несколько меньшие размеры. В них находилось множество икон, в том числе древних, ныне исчезнувших без следа. Большая часть их погибла при закрытии церквей, другая разобрана местными жителями и впоследствии продана их пьянствующими сыновьями и внуками за гроши собирателям икон, переправившими наши святыни за рубеж в последней трети XX века.

В 1845 году архитектурный ансамбль Волокославского погоста пополнился третьей церковью. На средства местного помещика Александра Унковского была построена по типовому проекту архитектора К.А. Тона каменная церковь во имя иконы Владимирской Божьей матери. Из-за недостатка места её возвели за каменной оградой погоста к югу от Введенской церкви. Новая церковь имела куполообразное завершение и одноярусную колокольню, возведенную на притворе.  Длина церковного здания вместе с колокольней составляла 9 сажень (19,3 м), ширина – до 6,3 сажени (13,6 м). Церковь внутри и снаружи была оштукатурена и обелена известью. Купол церкви был покрыт железом и окрашен масляной зеленой краской, подобно покрытиям рядом стоящих церквей. Купол завершался цилиндрическим барабаном с главкой, на которой был водружен металлический крест.

Волокославский погост. Фото 1971 года. Слева на снимке Введенская церковь, справа - Владимирская церковь.

На протяжении нескольких столетий церковный причт содержался за счет пожертвований прихожан и обработки церковной земли, которой по данным новгородской консистории в Волокославском приходе было чуть более 51 десятины по состоянию на 1858 год.  Позднее было введено жалование причту, но штаты были урезаны. С 1876 года по штатному расписанию церковного ведомства в Волокославском приходе имелось:  настоятель – 1, псаломщик – 1.

В 1864 году в Волокославском погосте служил священник Андрей Васильевич Антоновский. В последующие годы приходскими священниками были Трофим Ребовский, Константин Колмовский, Павел Борисов, Павел Веселов, Никанор Веселовский. Из данной череды священников наиболее влиятельным был Трофим Ребовский. С открытием Анисимовского сельского училища он становится в нем законоучителем, и в 1879 году за отлично-усердную службу в приходе награждается епархиальным ведомством. Священник Павел Веселов, прослуживший в приходе пятнадцать лет,  в 1914 году был уволен за штат по болезни, но продолжал помогать совершать богослужения новому священнику.

Церковнослужителями, помогающими священнику в проведении служб и обрядов, были сменяющие друг друга дьячек Стефан Тихомиров, пономарь Ефим Веселовский, псаломщик Евдоким Гришихин, псаломщик Георгий Авилов.

Прихожан Волокославского погоста возглавлял церковный староста из числа уважаемых в сельском обществе крестьян. В 1875 году на очередной трехлетний срок был утвержден крестьянин Яков Феофилактов из деревни Погорелово, в 1891-1893 гг. церковным старостой был Игнатий Осипов.

В 1910 году в Волокославском погосте, кроме церквей, имелось шесть жилых строений, в которых проживало 33 человека, из них 14 мужского и 19 женского пола. На погосте находилось волостное правление, церковно-приходская и земская школы, мелочная лавка. Здесь же в годы первой мировой войны действовало церковное попечительство о семьях, в которых имелись призванные на фронт мужчины, и неофициальное общество трезвости. Ежегодно 21 ноября по старому стилю проводилась местная ярмарка-торжок.

Ныне невозможно определить, где на месте погоста размещались его жилые и вспомогательные строения. Известно, что дом священника находился к северу от Николаевской церкви (со стороны Большего Двора) на расстоянии 60 сажен (129,6 м), а земская школа к югу от Владимирской церкви на расстоянии 20 сажен (43,2 м). Ныне по месту нахождения школы проходит асфальтированное шоссе. О месте нахождения других строений пока ничего не известно.

После революционных событий 1917 года и отделения церкви от государства Волокославский погост подвергся полному разорению. В 1940 году была разобрана на дрова Никольская церковь XVII века. Деревянная Введенская церковь XVIII века сгорела в 1973 году. От Владимирской церкви середины XIX века остались руины. Великолепный архитектурный ансамбль XVII – XIX вв. при попустительстве местных властей, а также общества по охране исторических памятников, исчез с лица земли даже необследованный историками архитектуры.

Руины Владимирской церкви. Фото 2003 года.

Исчезла куда-то религиозность местных жителей, предки которых почти тысячу лет считали себя православными. Ныне на Волоку, спустя двадцать лет после прихода новой демократической власти, оберегается местными жителями лишь Ильинская часовня в деревне Черкасова Горка, и не делается ничего для восстановления местного православного прихода. Наверное, можно было бы давно построить деревянную часовню на разрастающемся кладбище напротив Волокославского погоста. Время собирать камни уже пришло.

Введенская церковь Волокославского погоста XVIII века. Фото 1971 года

 

 Л.А. Старовойтов,
краевед.

© 2017 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика