Очерк третий. Воскресенский Лученской погост

Очерк третий.

Воскресенский Лученской погост.

      Наши предки, в отличие от нас, соблюдали традиции и не спешили с переименованиями. В XII – XIII вв. на территории города возник Воскресенский Лученской погост и сохранял своё административное значение на протяжении 600-700 лет вплоть до второй половины XIX века.

      Первоначально погосты были опорными пунктами новгородцев на освоенных территориях. Их создание было положено по рекам Мсте и Луге в 947 году княгиней Ольгой во время пребывания в Верхней Руси. Погосты, если рассматривать само значение данного слова, были местами «гостьбы», т.е. местами в которых «гостили» князь и дружина во время полюдья (сбора дани). Здесь также останавливались купцы в периоды установленного торга и происходил обмен части собранной дани на привезённые городские и заморские товары. Здесь смерды-общинники, уплатившие княжеские подати или прошедшие княжеский суд, оставшееся добро меняли на необходимые в хозяйстве вещи или подарки для женской половины семьи, или писали долговые кабалы за взятое взаймы серебро у боярина в неурожайные годы.

      В данных пунктах первоначально находились места поклонений языческим богам, а впоследствии возникли христианские храмы. В дальнейшем тесное взаимодействие церкви и раннефеодального государства привели к тому, что погосты стали административно-церковными центрами прилегающей округи.

      Воскресенский Лученской погост получил своё название от населённого пункта Лучаны и церкви Воскресения Христова, возведённой в нём. Если судить по названиям соседних погостов (Михайловский Озерской, Никольский на волоке Хотославле, Михайловский в Чёрной, Климецкий в Колбеках, Антоньевской в Дымех), Воскресенский Лученской погост был более ранним по основанию и центральным на землях прежних язычников в силу того, что главный храм погоста был возведён в честь самого Иисуса Христа, а не простого христианского святого.

      В XII веке погост в Лучанех входил в состав Обонежского ряда (Обонежской сотни). Затем с разделением новгородских земель на пятины он входит в состав Обонежской пятины, в её половину, именуемую Нагорной. После присоединения новгородских земель к Москве в 1478 году великий князь Иван III повелел переписать вновь приобретённые земли для упорядочения взимания податей и размещения на отобранных у новгородских бояр землях своих служилых людей-помещиков.

      Описания Воскресенского Лученского погоста Нагорной половины Обонежской пятины в первых писцовых книгах до нас не дошли. Наиболее ранней, сохранившейся писцовой книгой, в которой был описан погост Воскресенский в Лучанех, явилась писцовая книга Нагорной половины Обонежской пятины «письма и дозору» Андрея Плещеева «лета 7091»(1583 года).

      Время, выбранное для переписи по указу царя Ивана Грозного, для нашего края было очень трудным. Закончилась неудачная для России Ливонская война (1558-1583 гг.) и земли новгородских пятин находились в страшном запустении.

       Не был исключением Воскресенский Лученской погост, население его сократилось более чем в половину, а на месте многих деревень «пашни лесом поросло».

       По переписи 1583 года в центре погоста в сельце Лучанах стояла деревянная церковь Воскресения Христова с приделом Николая Чудотворца. Во главе церковного причта, проживающего в четырёх дворах около церкви, стоял поп Галактион. Для ведения хозяйства причту были выделены церковные земли, включающие пашни и сенокосы. Рядом с церковью стояли пять келий, в которых проживали нищие питающиеся «милостью от церкви Божией».

       Класс феодалов в погосте был представлен мелкопоместными служилыми дворянами-помещиками. Они также понесли потери в войне. Один двор помещиков в Большом Повышеве был пуст; поместье, включающее сельцо Выглядок (ныне ДРСУ у старого парка), принял от отца восьмилетний Тихон Скрыпицын. Он проживал, по-видимому, с матерью, а хозяйством занимался холоп Харитон Степанов. Кроме имения Скрыпициных в Воскресенском Лученском погосте были ещё шесть имений дворян, в которых они проживали вместе со своими семействами.

Все помещики Воскресенского Лученского погоста относились к разряду мелкопоместных, что подтверждается тем, что в их дворах проживало всего пять холопов. Податное крестьянское сословие зависимое от помещиков располагалось в «52 дворах крестьянских живущих, а людей в них тож». Проживали они в двух сельцах (Лучаны и Выглядок) и 27 деревнях погоста. В XVI веке в новгородских землях село обычно насчитывало 4-5 дворов, а деревня 1-2 двора. При переписи учитывалось только мужское население (главы семейств).

        Часть земель Воскресенского Лученского погоста принадлежала Вяжицкому монастырю, расположенному невдалеке от Новгорода, и двум новгородским городским церквям, Бориса и Глеба с Запольской улицы и Сорока мучеников с Щирковой улицы. На момент описания данные земли полностью были запущены, на них не сохранилось ни одного крестьянского двора. Пустошь, что была деревня Батьков Конец, «пашни лесом поросло». Монастырская деревня Холмец, где также «пашни лесом поросло», уже никогда не восстанавливалась, другие были позднее вновь заселены. В 1644 году пустошь Батьков Конец была отдана в вотчину, и на её месте возникла деревня Батьково, существующая поныне.

        Хозяйственное восстановление края в конце XVI века шло медленно. Начало XVII века принесло новые испытания – Великую смуту в государстве Российском и польско-шведскую интервенцию. Земли погоста подверглись страшному разорению, об этом свидетельствует писцовая книга, составленная Миной Лыковым через три года после заключения Столбовского мирного договора в 1617 году, положившего конец шведской интервенции в крае.

       В писцовой книге Мины Лыкова 1620 года впервые упомянуто название Пикалёво. Под данным именем в писцовой книге числится “пустошь Пикалёва, Степановская тож”. Впоследствии пустошь была заселена, стала деревней, а её название в начале XX века перешло на близлежащую железнодорожную станцию, а затем и на возникший близ неё город.

         В той же писцовой книге 1620 года упоминается большинство населённых пунктов Воскресенского Лученского погоста, просуществовавших до XX столетия - Баламутово, Гачево, Зиновья Гора, Радилово, Заручевье, Лодыжно, Майково, Почепово, Аринино, Орехово, Подлипье, Селище, Новли, Обрино, Стукачёво.

        Воскресенский Лученской погост продолжит своё существование в последующие века. В 1774 году в числе 27 погостов Нагорной половины Обонежской пятины Новгородского уезда он войдёт в состав вновь образованного Тихвинского уезда Новгородской губернии. В это время в нём проживает 758 душ мужского населения. Своё административное значение Воскресенский Лученской погост сохраняет вплоть до 60-х годов XIX века. И лишь в последние полтораста лет словом «погост» будут обозначать не волость, а простое сельское кладбище, иногда даже без церкви или часовни при нём.

                                                                                                               Л.А. Старовойтов

краевед

© 2024 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МУК «Дворец Культуры г. Пикалево» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.
Array ( [0] => template_id index:4 template:tpl_main navy_template_id:1 )