Очерк 11. Монастыри и святыни.

 

- Монастыри  Обонежья.

- Подвижники монастырские.

- Дымский монастырь.

- Явление иконы Тихвинской Богоматери.

 

Монастыри  Обонежья.

Одним из значительных явлений, сопровождающих принятие  христианства на Руси, было  устройство монастырей. Первые монастыри XI-XII вв. основывались вблизи крупных городов под покровительством князей и бояр, которые жаловали им земли, вкладывали деньги и предоставляли судебные и податные привилегии. Монастыри играли существенную роль в развитии духовной жизни феодального общества, а затем и в развитии феодального хозяйства.

Крупные монастыри, подобные новгородским Юрьеву и Антониеву, способствуют появлению других монастырей на прилегающих территориях. К XII столетию относится основание обителей в Старой Ладоге; примерно тогда же возник знаменитый Валаамский монастырь. В XIII веке на территории Новгородской земли существовало 17 монастырей и проходило активное церковное освоение территорий, заселённых языческими финно-угорскими племенами.

В XIV-XV вв. процесс монастырской колонизации Новгородской земли, раскинувшейся от Балтики до Урала, нарастает. В ближайшей новгородской округе количество монастырей достигает нескольких десятков. В 1386 году во время очередной конфронтации Новгорода и Москвы новгородцы сами сожгли вокруг своего города 24 монастыря, создавая неудобства для  базирования войскам Дмитрия Донского.

От ранее созданных монастырей отходят всё новые и новые монастыри. Из стен Хутынского, Валаамского, Александра Свирского, Соловецкого и других монастырей выходят  подвижники монастырские, создающие свои монастыри, пустыни и скиты на необозримых пространствах Севера.

Стараниями выходцев из новгородских монастырей, при покровительстве новгородских архиепископов, в XIV-XV вв. на Севере были основаны ставшие знаменитыми Коневский Рождественский монастырь на острове Коневце (Ладожское озеро) в 1398 г., Каргопольский Успенский и Каргопольский Спасский на реке Онеге, Михайло-Архангельский на Северной Двине, Соловецкий на островах Белого моря (1429 г.).

Новгородский монастырский колонизационный поток сливается с ростово-суздальским и позднее с московским.  С усилением роли Москвы и закреплением её ведущей роли в создании Русского централизованного государства монастырская колонизация ещё более разрастается. Ведущую роль в этом играет сама русская православная церковь, в основном сохранившая единство в период феодальной раздробленности, и  московские князья от Ивана Калиты до Ивана Грозного. В результате во второй половине XVI века в России, по подсчётам историка С.В. Веселовского, было не менее 200 монастырей, из них большая часть располагалась к северу от Москвы.

В новгородских землях самой богатою монастырями была Обонежская пятина. Сложилось это не сразу. В XII-XIII вв. при первой волне монастырского устроительства на территории Обонежья возникают Липенский Николаевский монастырь (1112 г.), в устье реки Мсты, Палеостровский монастырь на Онеге и Дымский монастырь в глухих лесах недалеко  от реки Тихвинки. В XIV  веке образован Николаевский Верхнеоятский монастырь, просуществовавший до 1582 года, а на берегах Онежского озера  преподобным Лазарем Муромским создан Муромский Успенский Онежский монастырь.

Сведений о ранней истории данных монастырей почти нет, а имеющиеся носят в основном легендарный характер. При сильнейших языческих пережитках окружающего населения ранние монастыри вели главным образом миссионерскую деятельность,  не имели больших земельных угодий и ограничивались небольшой хозяйственной деятельностью.

В XV веке происходит заметный рост монастырского учредительства. Новые монастыри открываются на юге Обонежья вблизи Новгорода - на реке Вишере и её притоках. Здесь некий Порфирий Инамский (Кавский) около 1403 года устроил Николо-Папоротский монастырь, а преподобный Савва Вишерский, пришедший из тверских пределов, основал монастырь, названный его именем.  С 1420 года известна Отня пустынь (Николаевский Отенский монастырь).

В  Приладожье в XV в. учреждаются Введенский Оятский монастырь (до 1448 года) и Александро-Свирский монастырь (1485 г.). Его основатель Александр Свирский был широко известен уже при жизни. У него было много учеников, которые в свою очередь основали 22 монастыря. В том же веке на берегах реки Волхов возникают Николаевский Гостинопольский и Никольско-Полистский монастыри. В XVI веке на берегах реки Свирь открыты Ильинско-Свирский Великорецкий монастырь, Рождественский Женский монастырь, Яблонская пустынь, а на берегу Ладожского озера строится Николаевский Стороженский монастырь.

На территории Тихвинского края монастырское строительство задерживалось. Единственным на протяжении свыше двух веков в округе был Антониев Дымский монастырь. Возможно, и были попытки в то время создания небольших монастырей в крае, но они не увенчались успехом.

В XVI веке положение изменилось, новая волна монастырского строительства охватила Обонежскую пятину, особенно её Нагорную половину.  В 1510 - 1511 годах основывается Николо-Беседный монастырь на месте видения пономарю Юрышу Богоматери и святого Николая в Пречистенском Тихвинском погосте. В 1547 году возникает Николаевская новая Маврина Боровинская пустынь. Наконец, в 1560 году по повелению царя Ивана Грозного строятся на месте явления Тихвинской чудотворной иконы Богоматери Успенский Тихвинский монастырь и напротив него на правом берегу реки Тихвинки - Введенский Тихвинский женский монастырь.

В тоже время в тихвинских пределах и в центре Нагорного Обонежья учреждаются Троицкий Зеленецкий монастырь (1564 г.), Спасский на реке Пчевже в Петровском погосте, Стефановский Середокороткий на Пчевже в Никольском погосте, Спасо-Оксуйская пустынь, Троицкая Ругуйская пустынь в Воскресенском Липенском погосте, Троицкий Реконский монастырь.  Основание последнего, по местным преданиям, произошло в глубокой древности, когда в XIII веке на берегах реки Реконьки состоялось явление иконы Живоначальной Святой Троицы. И.П. Мордвинов относит создание монастыря к 1676 году. Современные исследователи также считают, что Реконская пустынь была образована в 1672-1676 гг.

В XVII веке на границах Тихвинского края учреждаются Троицкий Сарожский монастырь (Сароцкая пустынь), возникший до 1642 года и расположенный на берегу рек Сарки и Суксы (притоке Паши), а также Троицкий Рагошинский Окатов монастырь, расположенный на юге края в бывшей Звонецкой волости Тихвинского уезда неподалеку от истоков реки Рагуши.[1]    На востоке края в конце XVII века  образована Пятницкая Лепрудская  (Лепруйская) пустынь на речке Лепрудке притоке Тутоки - Явосьмы. До 1654 года в Спасском Шиженском погосте на Пустынском озере основана Ладвушская пустынь.[2] Её основателями, вероятно, являются подвижники Иона и Арсений, похороненные на местном кладбище. По преданию, на месте явления иконы Тихвинской Богоматери на Кукуевой горе в Пашекожельском погосте также был поставлен монастырь.

На прилегающих к Тихвинскому краю погостах Бежецкой пятины, располагавшихся на территории восточной части нынешнего Бокситогорского района, монастырское строительство не состоялось. Имеются лишь легендарные сведения о том, что в Никольском Суглецком погосте, близ современной деревни Журавлево, существовал небольшой монастырь, разоренный польско-литовскими интервентами в начале XVII века.

 

Подвижники монастырские.

Создание новых монастырей на Русском Севере не могло бы состояться без подвижников монастырских. Это люди одержимые идеей служения богу, распространения и упрочения христианства, стремились создать свои обители в самых труднодоступных и отдалённых местах. Они обладали выдающимися качествами, что позволяло им незыблемым авторитетом, твёрдостью духа, способностью влияния на людей, в том числе и язычников, организаторскими талантами, физическим здоровьем, на новых местах расчищать лес, строить церкви и кельи, заводить пашни, прокладывать дороги. 

Такими людьми высокого стоического духа были: Сергий и Герман Валаамские, Варлаам Хутынский, Антоний Дымский, Арсений Коневский, Лазарь Муромский, Александр Свирский, Савва Вишерский, Никандр Городноезерский и другие, устроившие свои монастыри в Обонежской и на пограничных с ней землях Водской и Бежецкой пятинах Новгородской земли. Все они достигли определенного чина святости и как преподобные почитались и почитаются населением Тихвинского края и за его пределами.

Подвижники монастырские были людьми незаурядными, всегда готовыми к самопожертвованию и подвигу. Они были прекрасными проповедниками, и окружающие их люди не могли оставаться равнодушными к их делам и молитвам.

Весьма почитаем в Тихвинском крае был святой Александр Свирский. Родился он 15 июня 1448 года в Обонежье в селе Мандера на реке Ояти.  В 1474 году он принял монашеский постриг в Валаамском монастыре. В 1484 году неподалеку от реки Свирь в лесной глуши основал новую обитель. На двадцать третьем году пребывания в ней  Александру Свирскому было явление Пресвятой Троицы.

Преподобный Александр Свирский был широко известен уже при жизни. У него было много учеников и последователей. Один из них Авксентий по преданию погребен под левым клиросом в церкви д. Корбеничи на реке Капше.[3] Многие из учеников прославились как подвижники монастырские. Макарий Оредежский стал основателем Успенского Оредежского монастыря в Олонецком крае, Андриан Ондрусовский создает Никольский Ондрусовский монастырь в Приладожье, преподобный Никифор около 1520 года основывает Спасскую Задненикифоровскую пустынь близ реки Свирь, в 12 верстах от Алексадро-Свирского монастыря. В данной обители под спудом почивают мощи преподобного Никифора, а также учеников Александра Свирского: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия. Неподалеку от пустыни в старинном селе Сермаксе погребены родители святого Александра Свирского.

Есть сведения, что преподобный Александр Свирский (в миру Амос) был вепсом по национальности[4]. Его ученик, также вепс, Иона Яшезерский открывает Яшезерскую пустынь в Прионежье - первый монастырь в местности, заселённой вепсами. Всего учениками Александра Свирского основано 22 монастыря.

Иконы с образом святого Александра Свирского были широко распространены в крае. В молитвах к нему испрашивалась помощь в преодолении недугов, в рождении долгожданных наследников, успехов в рыбной ловле, достижении победы над врагом. Святому Александру  Свирскому посвящены в Тихвинском крае церковь в Ребовском погосте, предел церкви в Волокославинском погосте, а также часовни.

Известность Саввы Вишерского была основана на необычном его поведении. Построив в 1418 году в основанном им монастыре деревянную церковь Вознесения и кельи для монашествующих, он в некотором отдалении от монастыря соорудил столп. На нем преподобный  пребывал в посте и молитве круглосуточно, невзирая на любую погоду, и лишь сходил с него в монастырь к братии только в субботу и в воскресение, и в эти дни разделял с ними трапезу. Именуемый блаженным столпником Савва Вишерский прожил долгую жизнь и преставился на восьмидесятом году жизни 1 октября 1461 года. Его подвижники и ученики прославились также истязанием своей плоти, а один из них - преподобный Андрей Перекомский также основал небольшой монастырь на реке Веронде в 25 верстах от Новгорода.

Новгородские архиепископы благосклонно относились к деятельности подвижников монастырских, благословляли их на созидательные подвиги, оказывали помощь. Старясь увеличить число новгородских святых, представляли их на канонизацию Русской православной церковью на церковных соборах. Особенно целенаправленной в этом отношении была деятельность архиепископа Макария, занимавшего новгородскую архиепископскую кафедру в 1526-1542 гг., в последствии ставшим московским митрополитом. Новгородский  архиепископ Феодосий (1542-1551 гг.) ещё в 1545 году, за несколько лет до канонизации, составил житие Александра Свирского; при нем в новгородских землях начинается почитание праведного Иакова Боровичского. В дальнейшем новгородские архиепископы продолжают данную деятельность.

Наличие в Тихвинском крае такой святыни как икона Тихвинской Богоматери привлекало в тихвинские монастыри множество монашествующих. Многие из них были людьми неординарными и, получая благословение настоятелей тихвинских монастырей, отправлялись в глухие малообжитые места для создания своих обителей.

Стефан Комельский, подвизавшийся в северных монастырях, некоторое время монашествовал в тихвинском  Николо-Беседном монастыре. Около 1530 года он уходит в вологодские леса и на берегу озера Комельского (Никольского), у истока реки Комелы, строит часовню, затем церковь во имя Николая Чудотворца и через три года на землях, дарованных московским великим князем Василием III основывает Озерский Комельский монастырь.

Кирилл Новоезерский был родом из Галича. После принятия пострижения долго блуждал по всем пределам российского Севера. После некоторого пребывания в Тихвине, захватив с собою икону Тихвинской Богоматери, ушел в направлении Белоозера. Не дойдя до него 14 верст, с Кобылиной горы увидел Новое озеро и Красный остров, где и поселился в 1507 (по другим данным в 1517) году. Выпросив у местных крестьян землю на острове, построил церковь во имя Тихвинской Божией Матери и основал свою обитель - Кириллов белый Новоезерский мужской монастырь. Скончался преподобный Кирилл Новоезерский в 1537 году.

Мартирий Зеленецкий обошел разные монастыри и пустыни, хотел остаться в Тихвине в Успенском монастыре, но, устав от многолюдства приходящих в монастырь богомольцев, пожелал уединиться и получил на то благословение настоятеля монастыря.  Взяв с собой две небольшие иконы: одну - Святой Единосущной Троицы, другую - Пресвятой Богородицы Одигитрии Тихвинской Мартирий ушел в непроходимые болота к западу от Тихвина, где на возвышенном месте именуемым Зеленым островом, в 1564 году основал Троицкий Зеленецкий монастырь (Убогая Зелёная пустынь).

Ефросин (Евросин) Синезерский уже в зрелом возрасте в 1598 году пришёл в Успенский Тихвинский монастырь, где от рук игумена Иосифа принял монашеский постриг. Получив благословение настоятеля монастыря, он удаляется в Бежецкую пятину и выбирает место  для пустынножительства на реке Чагодоще, а затем в 1603 году основывает в сосновом бору на берегу Синичьего озера Благовещенскую Синозерскую пустынь. Преподобный Ефросин вместе со своим учеником преподобномучеником Ионой Синезерским погиб от рук польско-литовских интервентов 20 марта 1613 года. Обитель была сожжена. Позднее восстановленная она с 1645 года стала называться Троицкой Синозерской пустынью. Учениками Ефросина Синезерского Гурием Шалочским и Филаретом Шалочским основаны два монастыря в Устюженском крае[5].

К сожалению, нет сведений об основателях несколько удаленных от Тихвина монастырей, таких как Троицкая Ругуйская или Пятницкая Лепрудская пустыни, но полная позднейшая зависимость данных обителей от Успенского Тихвинского Большого монастыря позволяет предполагать, что их создатели были тесно связаны с тихвинскими монастырями и святынями. 

 

Дымский монастырь.

Старейшим монастырем, основанным на тихвинской земле, является Троицкий Антониев Дымский монастырь. Его основатель Антоний  родился в 1206 году. Достигнув достаточного возраста, он избрал для себя монашескую стезю и стал учеником преподобного Варлаама, основателя  монастыря, выстроенного в Хутыни на крутом правом берегу Волхова, в 10 километрах севернее Новгорода.  Преподобный Варлаам устанавливает в Хутынском монастыре отшельнический устав, во многом позаимствованный им с уставов Афонского и Иерусалимского монастырей. Инок Антоний отличался от прочих особой любовью к келейной одиночной молитве. После нескольких лет монашеского служения Антоний посетил святые места на Востоке и вернулся в монастырь незадолго до кончины своего наставника игумена Варлаама.

После смерти последнего монахи избрали Антония игуменом Хутынского монастыря. Но по преданию, Антоний принял завет Варлаама Хутынского об основании в лесах новгородских новой обители во имя Троицы. Недолго пробыв игуменом, он удаляется в леса Обонежья.  Место для основания обители Антоний выбрал на берегу лесного озера, невдалеке от погоста в Дымех, вероятно, уже основанному на речке Дымке, впадающей в реку Тихвинку. Ниже по течению реки лежали земли другого, названного позднее Пречистенским Тихвинским  погостом, где спустя полтора века после основания Троицкого Дымского монастыря произойдут события, связанные с явлением иконы Тихвинской Богоматери.

Установительную грамоту, т.е. разрешение на строительство и отвод земель для строительства монастыря, Антоний получает от князя Александра Невского. Собрав братию и устроив монастырь, преподобный Антоний Дымский скончался в 1273 году. В 1370 году были открыты его мощи, и он был канонизирован русской православной церковью.  В его житие подчёркивается, что Антоний Дымский вёл аскетический образ жизни, укрощал свою плоть обложением тяжкими железами по телу, на голове носил железный шлем (шляпу), много времени уделял, кроме общественного церковного богослужения, келейной одиночной молитве, а также часами стоял с молитвой на устах на камне, немного возвышающемся над водами озера. Дымский столпник предварил подвиг стояния на камне преподобного Серафима Саровского и старца Серафима Вырицкого[6].

Празднование памяти преподобного Антония Дымского совершается дважды в году,  7 июля ("Антоний летний") и 30 января ("Антоний зимний") по новому стилю.

Данное краткое изложение о жизни и подвигах преподобного Антония Дымского сделано на основании Историко-статистического описания Дымского монастыря с изложением подвижнического жития преподобного Антония, созданного в 1861 году иеромонахом Иоанном и выдержавшего несколько изданий[7].  В основу Историко-статистического описания были положены ранняя и поздняя редакции жития Антония Дымского. Ранняя редакция жития (известна в 13 списках) появилась в конце XVII века, поздняя редакция (известна в 17 списках) составлена в конце XVIII - начале XIX в.  В составлении поздней редакции жития принял активное участие строитель Дымского монастыря Герасим (Гайдуков), занимавший данный пост в 1800 - 1803 гг.[8]

В современных различных изданиях, а также на сайтах Интернета православных организаций, посвященных Антонию Дымскому и созданному им монастырю, наряду со старыми биографическими данными, изложена уточненная версия жизни преподобного Антония Дымского, согласно которой он родился в XII веке, скончался 24 июня 1224 года, а обретение мощей датировано 17 января 1330 года. В связи с этими данными, меняется дата основания Дымского монастыря, он становится ещё более древним, и основание его  вместо середины XIII века переносится на конец XII - начало XIII века.

По некоторым источникам дата рождения преподобного Антония Дымского соотносится с 1157 годом,  по другим он родился в 1209 году и, спустя 67 лет, скончался в 1276 году.  Г.П. Райков, исследуя данный вопрос, приходит к выводу, что дата рождения преподобного близка к 1167 году, а основание Дымской пустыни произошло в конце XII века. По выдвинутой им версии, близко к 1237 году преподобный Антоний Дымский скончался и был похоронен в созданном им монастыре, а мощи его были обретены нетленными в 1370 году[9].

Несоответствия в биографических данных вытекают из неувязки некоторых фактов, изложенных в житии Антония Дымского. Родившись в 1206 году в Великом Новгороде, Антоний Дымский не мог принять монашеский постриг от рук Варлаама Хутынского, который скончался в течение года после основания Хутынского монастыря. Создание Хутынского монастыря произошло в 1192 году, что известно из летописных данных. Уход преподобного Антония Дымского в тихвинские леса произошёл в 1193-1194 гг., и основание им монастыря следует отнести к концу XII - началу XIII в. При этом все отношения Антония Дымского с князем Александром Невским (род. ок. 1220 г.), по поводу отвода земель для строительства монастыря,  являются просто легендарными.

Известный тихвинский краевед И.П. Мордвинов в дореволюционный период соглашался с тем, что Дымский монастырь основан в XIII в. местным подвижником Антонием. В письме в редакцию газеты "Русский Север" в 1915 году он обсудил вопрос об основании Антонием Дымским Вырдомской пустыни, расположенной в 30 верстах от города Белозерска. Народные предания устойчиво соотносили основание данной пустыни с именем преподобного Антония Дымского, что зафиксировано в справочниках XIX века[10].

В послереволюционный период И.П. Мордвинов изменил своё мнение и в другой записке,  ссылаясь на подробные исследования и работу над архивными первоисточниками и разбор "Жития", пришёл к выводу,  что Антоний Дымский - лицо мифическое и что Дымский монастырь, как и все монастыри Тихвинского края, возник в XVI в., а первенство и старшинство среди тихвинских монастырей отдал Николо-Беседному монастырю[11].

Действительно в письменных источниках первое упоминание о Дымском монастыре относится к 1574 году. Однако факт существования монастыря в 1465 году подтверждается надписью на иконе Св. Симеона Столпника хранящейся в Государственном Новгородском музее-заповеднике.[12] К этому времени он был уже восстановлен после разгрома монастыря татарами в 1409 году, когда монахи успели спрятать мощи Антония Дымского от поругания и разойтись по другим монастырям.

Писцовая книга Обонежской пятины письма и дозору А.В. Плещеева 1583 года даёт подробное описание Дымского монастыря. В этот период в нём были "церковь древяная преподобного Онтония да придел Николы Чудотворца, да другая церковь древяная ж Рожество Ивана Предтечи с трапезою".[13] Монастырь был окружен деревянной оградой, внутри кроме церквей, находились келья игумена и 13 келий для монашествующей братии. Хозяйство монастыря находилось в большом упадке, большая часть монастырской пашни заросла лесом, а коровий двор, находящийся за монастырем у озера, обслуживал всего лишь один слуга монастырский Семён Иванов.

В монастыре в этот период жили 55 монахов Валаамского монастыря во главе с игуменом Варламом. Находились они здесь по государевой грамоте с 3 августа 1581 года, после того как в ходе Ливонской войны 20 февраля 1578 года шведы захватили Валаам. Тогда 18 старцев и 16 послушников были зарублены мечами, а через некоторое время,  при очередном нападении, шведы и вовсе сожгли Валаамский монастырь. В 1611 году шведы опять предали все на Валааме огню и мечу, уничтожив восстановленный монастырь. По условиям Столбовского мирного договора 1617 года Валаамские острова остаются за Швецией. Часть оставшихся в живых монахов снова находят долговременный приют в Дымском монастыре.

Во время осады Тихвинского Большого монастыря в 1613 году шведами, находившиеся у них на службе "литовские люди" или "черкасы" (запорожские казаки) опустошили весь Тихвинский край. Разорению подвергся Дымский монастырь, при этом деревянные церкви уцелели. Вторично в истории монастыря монахам удалось спасти мощи и другие святыни от поругания, надёжно упрятав их от чужих глаз. Возобновляется Дымский монастырь в 1626 году повелением царя Михаила Федоровича и с благословения патриарха Филарета.

Восстановленному монастырю жалуются новые земли вместе с зависимым крестьянским населением. Согласно писцовым книгам Обонежской пятины, в 1646 году численность зависимого населения мужского пола во владениях Дымского монастыря составляла 29 человек, а к 1678 году их число возросло до 64 человек[14].  К этому времени Антоньевский Дымский монастырь был приписным к Новгородскому Софийскому дому, т.е. находился под непосредственным управлением новгородского митрополита; по другим данным приписка произведена в 1690 году.

С середины XVII века известны по именам строители, управляющие монастырем, которых  до конца века насчитывалось 18 человек. Из них наиболее выдающимися были: строитель Филарет, при котором в 1655 году была построена деревянная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери с двумя приделами - Антония Великого и Николая Чудотворца,  и строитель Досифей, впоследствии известный расколоучитель.

В 1687 году в монастыре произошёл пожар, от которого пострадала пятиглавая Казанская церковь;  восстановленная к 1689 году, она стала трехглавой, сохранив при этом приделы св. Антония Великого и Николая Чудотворца.

К XVII веку относятся сохранившиеся наиболее древние иконы с изображением преподобного Антония Дымского на фоне основанного им монастыря. Одна из них находится в Карельском музее изобразительных искусств в г. Петрозаводске, куда она поступила из Кижского заповедника в 1963 году. В том же году икона была реставрирована Г. Жаренковым[15].

На небольшой иконе (43   37 см) изображен в молитвенном предстоянии перед Иисусом Христом преподобный Антоний. Он находится на берегу рядом с монастырем. В центре монастырского ансамбля изображена шатровая колокольня, две шатровые постройки и две одноглавые клетские церкви. Монастырь обнесен деревянной оградой. Святые ворота, крытые бочкой (архитектурный приём древнерусских мастеров),  обращены к озеру, на берегу которого находятся две небольшие хозяйственные постройки. На заднем фоне изображен лиственный лес.

Другая икона находится в Русском музее, и несколько отличаясь живописной манерой, полностью совпадает с первой по изображению архитектурного ансамбля монастыря. Исследуя данные иконы и другие материалы, а также проведя натурное и биолокационное исследование территории Дымского монастыря,  М.И. Мильчик и Е.П. Варакин пришли к выводу, что иконы XVII века запечатлели обобщенный образ монастыря с отображением его индивидуальных черт.  Был уточнена дата написания икон, которая соответствует, по мнению исследователей, последнему десятилетию XVII века. Даны также вид реконструированной Казанской церкви и общий вид монастыря и Дымского озера с высоты птичьего полета применительно к концу XVII века.[16]

 

Явление иконы Тихвинской Богоматери.

Огромное значение для исторической судьбы   Тихвинского края имело произошедшее в XIV-XVI вв. открытие  и  становление  культа  иконы  Тихвинской Богоматери. Появление религиозных святынь, открытие   тихвинских монастырей, в первую очередь Тихвинского Успенского Большого монастыря, строительство Тихвинского посада и создание торгового и экономического центра в Нагорной половине Обонежской пятины и привело к образованию территориального экономического и культурного сообщества, которое мы  называем Тихвинский край.

Явление иконы Богоматерь Тихвинская отмечено   Воскресенской и Никоновской летописями  в Новгородской земле  1383 годом.[17] Обе записи тождественны, и её первое явление связывается с рекой Оятью, с селением Вымоченицы, затем с местностью Кожел и с Куковой горой, после чего она уже появляется на Тихвине над рекою. Более усложненный путь "светозарного шествия" иконы дан в "Сказаниях о Тихвинской иконе" появившихся в начале XVI века. Согласно им, в разных местах Обонежья было пять последовательных явлений иконы. Первый раз чудотворная икона, шествуя над водами  Ладожского озера вдоль Валаамского архипелага, задержалась над островом Вощаным, расположенным к юго-западу от Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, где впервые святыню заметили рыбаки.

Немного позднее икона предстала в воздухе около деревни Вымоченицы на реке Ояти в ста верстах от Тихвина, где местными жителями была поставлена церковь во имя Рождества Богородицы. Следующее явление состоялось в 20 верстах от Тихвина - на месте Кожела на Куковой горе на реке Паше. Здесь позднее была построена церковь Покрова Богородицы. В четвёртый раз икона явилась на правом берегу Тихвинки, где в день явления местные плотники срубили три венца будущего деревянного храма (позднее на этом месте был сооружён храм Всех Святых). На следующее утро поражённые тихвинцы увидели, что икона вместе со срубом переместилась на левый берег Тихвинки. Здесь, в Пречистенском погосте на реке Тихвинке, на окончательно выбранном месте пребывания иконы Тихвинской Богоматери была поставлена церковь Успения Богородицы.

Ещё во время строительства храма Успения Богородицы произошло видение пономарю Юрышу (Георгию) Богоматери и святого Николая. Юрыш был послан в соседние сёла и деревни с известием о явлении иконы и сооружении храма. В четырёх верстах от строительства, там где позднее был основан Николо-Беседный монастырь, Юрышу было видение Богоматери, которая сидела на колоде и велела передать тихвинцам, чтобы на сооружаемой церкви они поставили деревянный крест.

Вернувшийся в Тихвин Юрыш рассказал о видении, но ему мало кто поверил. Железный крест был уже заготовлен, и по завершению строительства храма его начали устанавливать на главке, но невидимой силой строитель был снят с храма вместе с железным крестом. Тогда тихвинцы поверили Юрышу, что он действительно был удостоен видению Богоматери и св. Николая. На Успенском храме водрузили деревянный крест, а на месте видения срубили и освятили часовню во имя св. Николая. Крест для часовни изготовили из колоды, на которой восседала Богоматерь при чуде явления её пономарю Юрышу.

Вопрос появления чудотворной иконы Богоматери в Тихвинском крае широко отражен в различных источниках как церковных, так и светских. Особый общественный интерес к ней был вызван возвращением её после многолетних  скитаний военных и послевоенных лет в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь в июле 2004 года.

Ранее советские историки также рассматривали вопрос о первоначальном обретении иконы в Тихвине. Один из вариантов её появления связан с приездом в 1382 году в Новгород епископа Дионисия Суздальского, накануне побывавшего в Византии и получившего благословение от вселенского патриарха Нила. Он, как известно по никоновской летописи, привёз на Русь "кресты и иконы чюдны зело с мощами". Известно также, что одна из икон Тихвинской богоматери, не являющаяся списком с тихвинского образа, но очень близкая к нему, находилась в Афанасьевском монастыре близ г. Мологи  с 1377 года, т.е. до появления в Тихвинском крае иконы "Богоматерь Тихвинская"[18]. Всё это ставит дополнительные  загадки в происхождении иконы Тихвинской Богоматери.

Местные предания также расширяют географию явлений иконы Тихвинской Богоматери. По одному из них икона первоначально проследовала от Тихвина далее на юг, и на берегу реки Мсты местным жителям было её видение; но затем икона вернулась на берега реки Тихвинки.

Храм Успения Богородицы в Пречистенском на Тихвинке погосте трижды горел. Здесь ранние новгородские и московские редакции "Сказания о Тихвинской Одигитрии", составленные в начале XVI века расходятся в датах. В новгородской редакции "Сказания ..." указано, что храм горел и перестраивался в 1388, 1393 и 1507 годах, а в ранней московской редакции названы 1390, 1395 и 1500 годы.

Культ Тихвинской Богоматери первоначально был распространён в Новгородской земле. Время с 1506 по 1509 гг. - это время утверждения культа Тихвинской Одигитрии, которая с этого времени и стала называться Тихвинской Богоматерью. Активную роль в утверждении её культа сыграл архиепископ Серапион Новгородский.  С начала XVI века почитание Тихвинской Богоматери устанавливается в царской семье. Следуют поездки Василия III и Ивана IV в Тихвин на богомолье. Культ Тихвинской Богоматери распространяется на всю Русскую землю. Великий князь Василий III заботится о сооружении в Тихвине каменного Успенского храма (1510-1515), а Иван IV основывает Тихвинский Успенский монастырь. Тогда же устанавливается  ежегодный обычай торжественного "поезда" с чудотворной иконой из монастыря в Москву, отменённый лишь в 1676 году. После того как Богоматерь Тихвинская во время польско-шведской интервенции явилась символом борьбы за освобождение Русской земли и "показала свою силу", она стала общерусской святыней.

В середине ХVII века появилось "Сказание об осаде и о сидении в пречестней обители честного и славного Одигитрея чудотворные иконы Тихвинския", которое вошло в наиболее пространную редакцию "Сказания о чудесах иконы Тихвинской Богоматери", составленную в 1658 году.  Празднование Тихвинской Богоматери проводится 26 июня (9 июля)  в память явления иконы в Пречистенском погосте на Тихвине. В ХVII  веке для этого была составлена специальная служба, которая вошла в общерусские служебные минеи.

Л.А. Старовойтов


[1] Тихвинский земский календарь на 1917 год. Петроград, 1916. С. 77

[2]  Земля Невская православная. СПб., 2000. С. 146.

[3] Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год. С. 72.

[4] Подвижник «Русского моря». // Наука и религия. 2002. № 9. С. 35

[5] Повесть о житии преподобного старца Евфросина, началника Синозерской пустыни. Комментарии. // Чагода: Историко-краеведческий альманах. Вологда, 1999.

[6] Беловолов Г. Антоний Дымский – ученик Варлаама Хутынского. // СОФИЯ. 1998. № 2.

[7] Историко-Статистическое описание Дымского монастыря с изложением подвижнического жития начальника оного Преподобного Антония. 7-е изд., Новгород, 1885. С. 3-25.

[8] Православная энциклопедия. Т.II. С. 664.

[9] Г.П. Райков. Преподобный Антоний и основанный им Дымский монастырь. // Тихвинский краеведческий альманах Летописец. № 1. Тихвин, 2004. С. 8-13.

[10] Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах. М., 1852. Переиздание 2000. С. 365.

[11] Тихвин. РИД «Алаборг». М., и др. 2004. С. 138.

[12] Шевчук Ю.С. Ленинградская область. Иллюстрированный путеводитель. СПб., 2003. С. 66.

[13] Писцовая книга Обонежские пятины Нагорнее половины, письма и дозору Ондрея Васильевича Плещеева да подъячего Семейки Кузмина лета 7091 году. // Временник МОИДР. Кн. 6. М., 1850. С. 89.

[14] Воробьев В.М., Дегтярев А.Я.  Русское феодальное землевладение от «Смутного времени» до кануна петровских реформ. Л., 1986. С. 108, 150.

[15] Смирнова Э., Ямщиков С. Древнерусская живопись. Новые открытия. Живопись Обонежья XIV-XVIII веков. Л., 1974. Репродукция 42.

[16] Мильчик М.И., Варакин Е.П. Иконография деревянного Антониево-Дымского монастыря и его графическая реконструкция. // Народное зодчество. Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1992. С. 141-154.

[17] Иванова И.А. Летописные сведения об иконе «Богоматерь Тихвинская». // ТОДРЛ. Т. XXIV. Л., 1969. С. 242-244.

[18] Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон.// Отдых христианина. 2002.

 

© 2018 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика