Егорьевский Озеревский погост

Егорьевский Озеревский погост

Данная административно-территориальная единица на территории нашего края находилась на протяжении нескольких веков в районе среднего течения реки Чагоды. Верхняя граница его существования приходится на 1861 год, когда после отмены крепостного права для самоуправления крестьянского населения была создана Тарантаевская волость. Помещики ещё несколько лет писались в документах по погосту, но затем также вошли в состав населения волости. Слово погост после данных преобразований всё больше стало обозначать просто кладбище.

Появление населения в долине реки Чагоды уходит вглубь тысячелетий. Археологическое исследование данной местности проведено явно недостаточно. Стоянок первобытного человека времён неолита здесь пока не обнаружено, но ближайшие из них, имеющие 4-5-тысячелетнюю историю, находятся в 10-12 км от Озерева в районе Забелья и Вожаней.

Древнейшим археологическим памятником в Озеревской округе является городище у деревни Городок. Его исследование было проведено нашим земляком учёным-археологом профессором А.Н. Башенькиным. Материалы раскопок находятся в Пикалёвском краеведческом музее.

Данное укреплённое поселение (городище) было создано представителями племён дьяковской культуры, предками угро-финских племён веси, мери и муромы. Существовало оно в первых веках нашей эры. В VI-VII вв. на территорию края пришли первые малочисленные славянские переселенцы из племени кривичей.

В VIII-IX вв. долина реки Чагоды становится проходным двором для варягов, колбягов и руси, проложившими здесь свои пути с Ладоги через Волок Готславль (современное Анисимово в верховьях Чагоды) на Верхнюю Волгу. Местные поселения угро-финнов и кривичей исчезли, так как новые пришельцы занимались работорговлей. Но уже в IX веке русичи стали преобладать в данном крае и основали свои поселения. Они также оставили в крае могилы предков в виде сопок.

Одна из групп сопок находится в ста метрах от левого берега реки Чагоды к западу от Озерева. Ранее в ней было восемь насыпей высотою 2-6 метров и диаметром 14-27 метров. В XX веке пять насыпей были разрушены полностью или частично. Ближайшие сопки, большей частью разрушенные, находились близ дер. Городок и в Усадище (Озерево), а также в верховьях реки Чагоды на берегу озера Боровое (Фомкинское).

Сопки использовались для захоронений по обряду трупосожжения, внутри них ничего нет кроме камней, углей и зольных прослоек. Принадлежность сопок соответствует пришедшему на берега Чагоды населению одного из славянских племён – словен ильменских или новгородских.

Первая волна славянских переселенцев данного племени в наш край пришла в IX – X веках с бассейна реки Мсты, где найдено множество сопок, принадлежащих языческому славянскому населению.

Время возникновения Егорьевского Озеревского погоста неизвестно. Разные исследователи называют различные даты. При этом опираются на летописные сведения об установлении погостов по реке Мсте княгиней Ольгой в 945 году. Хотя от реки Мсты до реки Чагоды кратчайшее расстояние составляет всего 80 километров, погосты на реке Чагоде и её притоках Волок Готславль, Черенский, в Березуе и Радуницах, в Озереве, в Суглицах появились спустя двести-триста лет после обустройства погостов по реке Мсте.

Возникновение погостов произошло после переселения второй волны славянских родов племён словен ильменских или новгородских на территорию края в XI – XII веках. Славянские семьи, ранее жившие в бассейне реки Мсты и её притоках, постепенно после освоения долин рек Песь, Ратца, Смердомка пришли в долины рек Воложбы и Чагоды. К числу первых славянских поселений в нашем крае археологи относят Мозолево и Озерево из-за обилия в этих поселениях остатков средневековой керамики.

Массовое переселение славян в бассейн реки Чагоды подтверждается наличием многочисленных жальников, относящихся к XII – первой половине XIV века. Один из первых исследователей новгородских археологических памятников И. Романцев зафиксировал наличие жальников близ деревень Белый Бор, Турандино, Усадище, Шульгино.

В наше время археологом В.А. Лапшиным отмечены дополнительно жальники у деревень Моклаково, Селише (в урочище Опоки), Чисть, Логиново, Труфаново, Коргорка и вблизи неё в урочище Волокова Роща, Новиково, а также жальник в урочище Соломово близ деревни Белый Бор.

В XIV – начале XV века новгородские архиепископы приложили немало сил для того, чтобы в самых глухих местах новгородских земель были прекращены захоронения в любых местах, кроме церковных погостов. С этого времени существование Егорьевского Озеревского погоста не подвергается сомнению.

Отрывочные сведения об Озеревском погосте можно найти в писцовых книгах, составленных после присоединения новгородских земель к Московскому государству. Перепись земель потребовалась для упорядочения массового заселения великими князьями Иваном III и Василием III своих служилых людей – помещиков – в новые поместья. Политику деда и отца продолжил царь Иван Грозный.

В писцовой книге 1564 года Бежецкой пятины, в состав которой входил Егорьевский Озеревский погост, его описание сохранилось частично. В Озеревской округе проживал помещик Алексей Григорьевич Ефимьев, передавший поместье сыну Ширяю и внукам Илье, Ивану и Тимофею. Имена других помещиков не сохранились.

В данной писцовой книге дан ряд названий озеревских деревень, существовавших до заселения края карелами. Среди них деревни Онисимово, Липин Дор, Липовец, Горка, Корзово, Городец, Мельница Еванцево, Велга, Тиманово и Рофино. Упомянутая вместе с ними Потереба свидетельствует об участке местности, обработанной в результате занятий подсечным земледелием.

В опубликованной К.А. Неволиным части писцовой книги 1581-1583 гг. князя В.А. Звенигородского Озеревскому погосту отведено несколько строк. Отсутствуют сведения о помещиках и населённых пунктах. В описании сказано, что на погосте стоит «…церковь Егорей Святой древяна на каменное дело», в которой служат поп Леонтей и дьячек Филка.

Данная запись означает, что в Егорьевском Озеревском погосте имелась одна деревянная церковь, внешне похожая на новгородскую городскую каменную церковь и имеющая восемь скатов крыши от центральной главы, возвышающейся над зданием церкви. Такое толкование данной записи дал академик И. Грабарь в IV томе Истории русского искусства.

Местные жители срубили данную церковь из дерева в подражание городским каменным церквям. Озеревский погост был тесно связан с Новгородом. На его территории были, как отмечено в писцовой книге, земли, принадлежащие новгородскому Никольскому монастырю, находящемуся в конце Легощи улицы с 1398 года. Несомненно, богатый новгородский монастырь посылал в дальнюю сельскую церковь, где была его волость, иконы и устаревшую церковную утварь. Находка в 1966 году в Озереве иконы Никола в житии новгородской школы иконописи, датированной XIII-XIV веком, есть свидетельство этому.

В начале XVII века в период Смутного времени, междуцарствия, польской и шведской интервенции, а также последовавшей вслед за ними эпидемии оспы, территория Егорьевского Озеревского погоста была полностью разорена и опустошена.

Заселение Озеревского погоста карелами происходило в основном в 40-50-х годах XVII века. Первые их деревни появились в Глухой Кореле, где возникли деревни Забелино, Бирючево, Дуброва, Моклаково и другие. Здесь же появились первые безалтарные храмы карел – часовни. Исследователь А.Ю. Косенков самой древней часовней края считает часовню в Бирючево, относя её создание к концу XVII века. Немногим позднее были построены Успенская часовня в Коростелево и во имя св. апостола Фомы в Моклаково.

Подтверждение о существовании часовни в Бирючево в конце XVII века пришло из далекого Амстердама. В Иконной галерее голландского города под инвентарным №7262 находится икона Рождество Богоматери, имеющая редкую для икон датированную подпись. Тихвинский иконописец Диомид Тимофеевич Шевелев оставил на данной иконе надпись о том, что она написана в 1696 году по заказу «государственного крестьянина деревни Биричева Георгиевского Озеревского погоста Трифона Изотиева с детьми в часовню».

Переселившиеся в долину реки Чагоды карелы в период раскола русской православной церкви стали старообрядцами-федосеевцами. Это позволило им обособиться и сохранить свои этнические особенности. Переселившиеся вместе с ними карелы, в несколько большем количестве в соседний Боровичский уезд, были полностью ассимилированы русским населением.

Первоначально карельское население Озеревского погоста имело статус государственных крестьян в отличие от русских помещичьих соседей. На территории погоста существовала целая дворцовая волость. Однако к периоду царствования Екатерины II большинство карел оказалось в закрепощённом состоянии.

В переписи 1710 года отмечены дворянские поместья в Георгиевском (Егорьевском) Озеревском погосте. В усадьбах Поречье, Белый Бор, Бритино обосновались Ефимьевы (Яфимьевы), в Турунтаево и Клеске – Колюбакины, в Лугах, Лачино, Моренно – Аничковы и в усадьбе Чисть – Лизуновы. В центре погоста к этому времени стояли две деревянных церкви – Георгиевская и Троицкая с приделом во имя Покрова Богоматери. Причт возглавляли священники Мокей Никитин и Фома Тимофеев.

В 1714 году дворянские поместья, ранее выдававшиеся за государственную службу, перешли в полную собственность дворян и стали передаваться по наследству, в приданое дочерям или просто продаваться. Благодаря родственным связям князей Мышецких с Колюбакиными княжеский род обосновался в Георгиевском Озеревском погосте, и его представители стали владельцами Турунтаево, а затем деревни Луга.

На кладбище у Георгиевской церкви Озеревского погоста похоронены князь Егор Иванович Мышецкий (ум. 1799 г.) и князь Яков Егорович Мышецкий (ум. 1835 г.). Рядом с ними похоронены дворяне Белавины – секунд-майор Иван Степанович (ум. 1795 г.), его жена Анна Яковлевна (ум. 1819 г.) и брат Борис Степанович (ум. 1789 г.).

Недобрую славу оставили в народе дворяне Путиловы и Теглевы. В 1826 году бунт их крепостных крестьян был подавлен воинской командой. Через два года помещица Путилова продала часть своих крепостных крестьян. Капитан-лейтенант Николай Никитич Теглев, владелец крепостных в деревнях Селищи (40 душ м.п.), Толсти (31) и Курятах(18) к 1831 году накопил долги в 20 000 рублей и вскоре лишился своего имения.

В 1834 году имение Михаила Михайловича Шульгина в составе деревни Чисть с 20 душами крепостных крестьян и 240 десятинами земли попадает под сенатское запрещение вследствие долга в 5 000 рублей. Дворянка Анна Дмитриевна Ивановская, владелица деревень Коргорки и Моклаково, в 1854 году также лишилась части имения за долги в сумме 5150 рублей.

Данные продажи крестьян с землёю подтверждают всё возрастающую безнравственность существования крепостного права, которое наконец было отменено манифестом императора Александра II 19 февраля 1861 года. После данного события население Георгиевского Озеревского погоста вступило в новый период своего существования в составе Тарантаевской волости Тихвинского уезда Новгородской губернии.

Л.А. Старовойтов,
краевед.

Источник: Газета "Рабочее слово", №50 (2727) от 17 декабря 2015 



Документы:


© 2024 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МУК «Дворец Культуры г. Пикалево» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.
Array ( [0] => template_id index:4 template:tpl_main navy_template_id:1 )