…В деревню Ивановскую

…В деревню Ивановскую

История каждой из деревень, существовавших в старые времена на современной территории города Пикалёво, насчитывает несколько столетий. В прошлом вся округа местных деревень объединялась в низшую административную единицу – Воскресенский Лученский погост. Затем с 1861 года до революционных времён данная административная единица носила название Обринская волость.

Воскресенский Лученский погост или погост Воскресенский в Лучанех точной даты возникновения не имеет. В сохранившихся письменных источниках он впервые кратко упомянут писцом Юрием Сабуровым в 1496 году. В переписной книге Обонежской пятины Нагорной половины в погосте в Лучанех отмечены дети помещика Игната Забелина – Григорий, Кузьма и Зеновец, унаследовавшие поместье отца. Фактическое возникновение Лученского погоста можно отнести к XII-XIII векам.

Центром погоста было село Лучаны, где находилась церковь Воскресения Христова. Вокруг в радиусе до 15 км находилось множество мелких деревень, тянущихся к погосту. По данным переписной книги 1583 года в погосте насчитывались 3 сельца и 49 деревень, половина из которых пустовала вследствие тяжелейшего для России правления царя Ивана Грозного и затяжной Ливонской войны.

Главной ценностью того времени была земля. Большую часть земли с деревнями, находящимися на ней, составляли поместья. Они передавались дворянам при условии несения ими военной службы. Крестьяне, живущие в деревнях поместий, кроме государственных налогов выполняли барщину и оброк в пользу дворян, владельцев поместий.

Кроме поместных (дворянских) земель в Воскресенском Лученском погосте были земли, принадлежащие монастырям и церквям. В 1583 году церковный причт Воскресенской Лученской церкви во главе с попом (священником) Галактионом был обеспечен угодьями, и часть земли оставалась «в пусте».

Земли на территории погоста, принадлежащие новгородским церквям, государство изъять не могло, даже если они десятилетиями пустовали. Они были вложены в церковь на помин души новгородскими боярами ещё до присоединения новгородских земель к Москве. На земли, отданные Богу, никто из русских царей не покушался. Это смогла сделать лишь императрица Екатерина II в 1764 году.

В XVI веке землями в Лученском погосте (5 пустошей) владели новгородская церковь Бориса и Глеба, стоящая на Запольской улице, и церковь Сорока мучеников на Щирковой улице Великого Новгорода.

В писцовой книге Андрея Лихачева 1563 года в Воскресенском Лученском погосте указаны в совместном с помещиком Степаном Скрипицыным владении деревни Никольского Вяжицкого монастыря Дедовичи и Горка.

В 1583 году в монастырских землях в Лученском погосте насчитывалось 18 пустошей. В книжной публикации писцовой книги из общего числа данных пустошей приведено лишь название деревни Холмец, в которой «пашни лесом поросло...». Все монастырские земли в Лученском погосте в конце XVI века принадлежали новгородскому Никольскому Вяжицкому монастырю.

Данный монастырь располагался вблизи Новгорода. Он был основан иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом в конце XIV века. В XVI веке это был один из самых богатых и влиятельных новгородских монастырей. Многочисленные монастырские владения располагались в Водской, Шелонской, Деревской и Обонежской пятинах Новгородской земли. В 1580 году монастырь был разорён польскими войсками Стефана Батория. Сильно пострадал монастырь и в Смутное время. К концу Ливонской войны (1558-1583 гг.) многие монастырские деревни обезлюдели и запустели. В их числе была деревня Ивановская, находившаяся на территории современного 6-го микрорайона города.

С окончанием царствования Ивана Грозного (1584 г.) в крае началось постепенное хозяйственное восстановление и развитие. На месте пустошей появляются деревни, распахиваются земли, расчищаются сенокосы. В числе восстановленных оказывается деревня Ивановская.

В середине XIX века были опубликованы ряд документов из архива Николо-Вяжицкого монастыря. Среди них была порядная грамота Герасима Михайлова с сыновьями на житьё в деревню Ивановскую Никольского Вяжицкого монастыря в Воскресенском Лученском погосте.

Порядная грамота на житьё в деревню Ивановскую датируется 31 декабрём 1602 года. В те времена этот день не был предновогодним днём. До 1700 года Новый год начинался с 1 сентября. В обычный зимний день некто Герасим Михайлов с сыновьями Богданом, Жданом и Гришей договорился с монастырскими властями о поселении в деревню на монастырские земли.

В порядной грамоте были прописаны условия переселения семьи Михайловых в деревню. Переселение проводилось «во крестьяне, на полобжи». Обжа в те времена была единицей податного (налогового) обложения, одновременно выступая мерой пахотной земли. В разные периоды средневековья в новгородских землях на неё приходилось от 5 до 15 десятин земли.

При переселении семья получала льготы и освобождалась на период «до государева указа» от государственного обложения и волостных повинностей, а также от выполнения монастырских работ и уплаты податей. Обычно льготный срок устанавливался на 2-3 года.

Герасим Михайлов при обустройстве на новом месте, согласно грамоте, получал от местного монастырского управляющего помощь зерном и семенами. В грамоте прописано, чтобы он взял у монастырского старца Макария «осмину ржи, да осмину овса, да осмину жита». Старая русская мера сыпучих тел – осмина равнялась половине четверти и составляла в переводе на современные меры 105 литров. Житом в новгородских землях называли ячмень.

Данный объём зерновых, чуть более 30 современных стандартных вёдер, должен был обеспечить проживание семьи Михайловых до сбора первого урожая с распаханных земель. Семена можно было взять также у монастырского старца, согласно грамоте, взаймы.

В свою очередь семья Михайловых была обязана к следующему году (1603) поставить избу и клеть (вторую неотапливаемую избу для хозяйственных нужд), а также хлев с сенником и сарай, и приступить к распашке земли. В дальнейшем Герасим Михайлов обязывался отдавать в пользу монастыря четвёртую часть урожая с пашенных земель и косить сено в монастырь с четвёртой части выделенных ему пожен.

Одним из условий переселения семьи Михайловых был немедленный переезд в деревню Ивановскую, куда они должны были прибыть уже 3 января. В случае отказа от поселения на новое место, при взятой помощи от монастыря, Герасим Михайлов уплачивал неустойку в сумме 3 рубля – деньги по тем временам солидные.

В порядной грамоте были указаны присутствующие при сделке свидетели. Ими были дьяк местной Воскресенской Лученской церкви Семен Васильев и крестьянин Григорий Ларионович Кощаков. Грамоту писал Богдан Герасимов «…лета 7110-го (1602), декабря в тридесять первый день».

Дьяк местной церкви Семен Васильев, выступивший в качестве свидетеля сделки, на обороте грамоты сделал следующую запись: «Послух Сенка руку приложил»,подпись другого свидетеля отсутствовала.

Члены семьи Герасима Михайлова – первые из известных нам жителей в истории деревни Ивановской. Дальнейшая их судьба, как и судьба деревни Ивановской в начале XVII века, неизвестна. Уже в 1605 году в Россию вступил с войском из польских и других наёмников Лжедмитрий I, положивший начало Смутному времени.

В разгар Смутного времени, в период 1612-1613 гг., наш край был полностью опустошён. Шведские интервенты, осаждавшие Тихвинский монастырь, кормились за счёт местного населения, грабили и убивали местных жителей на сотни вёрст в округе.

Особенно зверствовали их наёмники – казаки с Украины, которых на нашей земле в те времена называли «черкасами», а местные крестьяне «литвой». Легенды о зверствах «литвы» сохранились в окрестных деревнях у коренного населения до настоящего времени. Бытовали смутные известия «о литве» и у жителей деревни Ивановская до середины XX века.

Кроме шведов и их наёмников на территорию края в Смутное время вторгались отряды польских интервентов, в рядах которых также было много «черкас». Край был так опустошён, что шведское посольство, возвращающееся из Москвы после ратификации Столбовского мирного договора 1617 года, отказалось обратно следовать по дороге Устюжна-Тихвин, и обошло наш край стороной.

Возможно, деревня Ивановская исчезла в Смутное время, но её пустоши продолжали числиться за Вяжицким монастырём. В царствование первых Романовых деревня была восстановлена в своём прежнем статусе – монастырской деревни.

Л.А. Старовойтов,
краевед.

Источник: Газета "Рабочее слово", №3 (2680) от 22 января 2015 

© 2024 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МУК «Дворец Культуры г. Пикалево» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.