”Бывают встречи не случайные... ”

Полночь, дымный «Беломор»,
Я болею, мне не спится.
В полумгле всплывают лица,
Слышен тихий разговор…
Верно, это не к добру:
вместе – мёртвые с живыми…
Называют моё имя,
Прочих слов не разберу…
Жизнь моя, ты словно дым,
Как табак, в огне истлевший…
Я тоскую об умерших
И сочувствую живым…

Виктор Иванович Кунташев

 

 

– Уважаемые дамы и господа! Наш экскурсионный автобус приближается к уникальному городу периода строительства социализма – городу Бокситогорску. Боксит – слово нерусское. Оно произошло от названия французской местности близ Арля в Провансе, где имеются мощные месторождения боксит.

Основные черты современной поверхности района, и, естественно, города, сложились в девонский, доледниковый период. Наступавшее море создало скопления глин каолинового типа. При выветривании девонских пород накапливались бокситовые породы. До открытия месторождения в 1916 году прошли тысячелетия. Что это именно так, доказывают научные находки: кости стегоцефала, останки животного времён нижнего карбона, то есть времени образования боксит. В 1940 году был найден рог шерстистого носорога, а позднее вблизи Губского месторождения – предметы обихода 11-15 веков.

Бокситогорск известен тем, что первый килограмм советского глинозёма и первые слитки алюминия были добыты лабораторным путём как раз из боксит данного месторождения. В Бокситогорске был построен первый в мире завод искусственного обезвоживания торфа и выпущены первые в мире этиловый спирт и фурфурол, полученные из торфа.

С городом связано множество славных имён отечественной истории. Например, геологов, профессоров С.Ф. Малявкина, С.Г. Вишнякова, главного геолога завода А.А. Кальнина. Завод строил замечательный энтузиаст, позже репрессированный И.П. Петров. Прославили свои предприятия и город такие директора, как Б.Н. Максименко, Н.А. Павлов, Н.А. Воронин, командир взвода партизан Иван Жуков. Возможно, вы слышали, что и легендарный разведчик Николай Кузнецов родом из этих мест? Можно называть и другие имена, но меня как искусствоведа заинтриговала судьба художника, жившего и творившего в этом городе два с половиной десятка лет. Здесь же он, кстати, и похоронен после длительной мучительной болезни. Виктор Иванович Кунташев работал, в основном, в жанре графики, которой владеют немногие художники, и создал более четырёх сотен экслибрисов, посвящённых знаменитым и обычным соотечественникам. Как это часто случается в отечественной истории, некому было вовремя оценить уникальный талант провинциального мастера, в то время как его могли использовать лучшие издательства страны и зарубежья. Об этом с сожалением писал позже журнал «Юность», а также коллеги Виктора Ивановича, обладающие мировой известностью.

– А про такого мастера мы не слышали, – стали подавать реплики экскурсанты. – И что такое экслибрис? Расскажите, пожалуйста, об этом человеке, раз уж вы предоставляете нам право выбора в знакомстве с выдающимися людьми!

– Тогда мы посетим с вами два адреса города: Комсомольскую, 22-а, где с 1974 года располагается редакция районной газеты «Новый путь» и где ответственным секретарём газеты 25 лет трудился Виктор Иванович, и Спортивную, 10, где жил художник и создавал в маленькой комнатке свои уникальные творения.

От автора корреспонденции.

Я верю, что когда-нибудь такие экскурсии станут обычной практикой для города, а имя художника, поэта и журналиста Кунташева будет широко почитаемо. 24 февраля – 12 годовщина со дня ухода Виктора Ивановича в мир иной. Коллеги и друзья, знакомые – а их было и есть великое множество – помянут славного земляка. Моя задача – напомнить о его творчестве. Чтобы знали. Чтобы помнили. Брали пример и вдохновлялись в своём личном творчестве.

Как художник-иллюстратор Виктор оформил 14 изданий (часть из них имеется и экспонируюется в районной библиотеке). Среди них повесть В. Беляева «Старая крепость», историческое исследование К. Бадигина «Корсары Ивана Грозного», исторический роман Э. Зорина «Богатырское поле» и повести С. Покровского «Посёлок на озере», «Охотники за мамонтами», сборники стихов его студенческих друзей Виктора Лапшина, Сергея Потехина, Антонины Коробковой, научное исследование К. Чистова «Русские народные легенды» и другие издания. Теперь давайте представим, опираясь всего лишь на названия книг, сколько нужно было перечитать специальной литературы, как глубоко проникнуть в замысел автора, чтобы создать неповторимые, «говорящие» иллюстрации? Это гигантский труд, но Виктор был как раз тем трудоголиком, который ради маленького сюжета книги будет просиживать над книгами ночи напролёт и все выходные дни.

Он обладал необыкновенной силой воображения, подкреплённой научными поисками. И в результате создал галерею портретов знаменитых людей. Скажем сразу, они не похожи на работы других мастеров по тем же персонажам. Это был свой особый стиль и взгляд на людей. Зная Виктора Ивановича близко, я бы отметила глубоко личное отношение автора к герою, нежный юмор и лукавинку, ярко подмеченную главную черту характера. Вот непобедимый Александр Македонский, который суров и готов к новым победам, но не поражениям! Вот мутный взгляд и пустота глаз проигравшего свою войну Наполеона, вот русские доброжелательные лица Козьмы Минина и князя Д.И. Пожарского. Штрихами кафтана князя, лёгкими завитками волос и бороды художник сумел придать русский акцент и народность знаменитым героям отечественной истории. Рассматривая портреты Петра Первого, Степана Разина, понимаешь, какой внутренней силищей характера обладали эти люди. Как это сумел передать автор в скупых штрихах портрета? Загадка… А насколько своеобразны портреты А.В. Суворова, М.И. Кутузова, адмирала С.О. Макарова и П.С. Нахимова, генералов, атаманов, баронов, рабочих, революционеров, чекиста Дзержинского, лётчика Чкалова. Портрет А. Гитлера идентичен фотоизображениям, но несколько штрихов – и перед нами карикатура на злого завоевателя мира.

Серьёзным увлечением Виктора ещё в юношеские годы стало создание экслибрисов – книжных знаков. Техника их создания требует ювелирного владения тушью и пером, очень часто при работе используется лупа. Создать экслибрис непросто не только в прямом значении слова. Необходимо точно, экономно выразить образ и характер человека, которому посвящён знак. Всего, по подсчётам сестры Серафимы Кунташевой, им создано около 400 книжных знаков. С ними Виктор Иванович участвовал и получал высокие награды в коллективных и персональных выставках по всему свету. Поразительный факт: графические миниатюры Кунташева хранятся в собрании Королевской библиотеки Великобритании как лучший образец человеческого творчества в этом виде искусства. Надо заметить, что Виктор создавал экслибрисы по заказам и велению души. Его работа имеется у папы римского (поляка), писателя Василия Белова, поэта Лапшина, академика Дмитрия Лихачева.

Экслибрисы имели посвящения таким знаменитостям, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.С-Экзюпери, В. Песков, Н. Дроздов и многим другим.

Зачастую люди даже не подозревали, что для них создан книжный знак, тем неожиданнее было получить или увидеть в печатном виде маленькое свидетельство собственной значимости. Изумительно эмоциональным получился экслибрис музыкантов супругов Жабаровых, экслибрис несущегося ввысь авиалайнера Х.А. Бадальянца, нежное воспоминание о широкой душе фотокорреспондента А.П. Бахарева и его талантливого последователя, рано ушедшего из жизни, Бориса Коцуконя, несколько экслибрисов посвящены коллеге Р.Г. Мусинову, великому книгочею и исследователю. А какое богатейшее содержание вложено в экслибрис для художника В.А. Пестова: тут и жар-птица счастья, и мудрый змей-искуситель, и театральная маска, и романтичный корабль с туго надутыми парусами путешественника. И всё это умещено в несколько квадратных сантиметров бумаги! Учитель О.С. Русманова и врач В.Г. Русманов наверное гордятся лиричными и философскими знаками, им посвящёнными. Среди бокситогорцев таких знаков удостоились педагог В.П. Чеблоков, семья Симонян, Г.К. Цверава, В.П. Ястребов. Экслибрис поэтессы Таисии Яблочкиной, которую Виктор Иванович вырастил как поэтессу, помогая ей с первых поэтических опытов, – одна из интереснейших работ. Посмотришь на такой знак – и очень многое поймёшь о человеке, ещё не видя его и не зная. Таков талант настоящего Мастера. Именно таким и был наш Виктор Иванович Кунташев.

Память о нём сохраняется во многих семьях района – в Ефимовском, где он работал учителем. В Бокситогорске. Ведь за годы созидания им были созданы десятки портретов и экслибрисов земляков, он был также талантлив в различных поделках. Из лучины сделает птицу счастья, починит разбившийся светильник, добавив ему художественной огранки, составит эскиз будущего дома, придумает эмблему всероссийской выставки книг – Офеню, эскиз фестиваля провинциальных встреч мастеров искусств, эмблему района и так далее, и так далее. Творчество Кунташева ещё предстоит изучать и изучать. Оно всё обращено к нынешнему и будущему поколениям. Оставлен бесценный дар души талантливого человека. Возьмите его, пожалуйста!

Светлана Владимирова.

Источник: Газета "Рабочее слово", №7 (2633) от 20 февраля 2014

© 2020 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МУК «Дворец Культуры г. Пикалево» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.