Часовни. Деревенские святыни
Часовни. Деревенские святыни
Часовней называется малый храм, не имеющий алтаря. На территории края часовни возникли в глубокой древности. Сооружались они в основном из дерева. Каменные часовни очень редки и строились в основном в городах.
На территории Бокситогорского района в прошлом существовала каменная часовня, сооружённая близ перекрёстка Ярославского тракта и дороги в Дымский монастырь в деревне Галично. Построена она была в 1805 году по указанию дымского архимандрита Герасима Гайдукова.
Часовни можно отнести к числу деревенских святынь, к которым примыкают почитаемые родники, поклонные и каменные кресты, камни, священные рощи и отдельные деревья. По месту расположения часовни можно разделить на деревенские, жальничные, заветные и кладбищенские.
Деревенские церкви находились непосредственно в населённом пункте; жальничные, связанные с культом далёких предков, сооружались на жальниках; заветные часовни сооружались по данному обету; кладбищенские строились на кладбищах, где отсутствовала церковь, и служили для поминальных служб. Имелись в крае также часовни, сооружённые на явленном месте или над почитаемым родником.
Многие часовни нашего края пользовались особым вниманием со стороны исследователей. Одна из часовен в советское время была перевезена в город Ленинград. Она была разрезана и частично выставлена в качестве экспоната в Музее религии и атеизма в Казанском соборе на Невском проспекте ещё в 30-е годы XX века.
В работе Е.В. Платонова «Часовни Тихвинского уезда», изданной в 2011 году, приведены данные о более чем 564 часовнях, что свидетельствует о широком распространении часовен в нашем крае. Вместе с тем необходимо учитывать, что в Тихвинский уезд до революции входила большая часть территории, ныне занимаемой Тихвинским и Бокситогорским районами. В Тихвинский уезд в прошлом также входили часть современных Любытинского и Хвойнинского районов Новгородской области и некоторые местности Киришского, Лодейнопольского и Подпорожского районов Ленинградской области.
В данную работу не вошли сведения о часовнях Бокситогорского района, расположенных в Ефимовском городском и Лидском сельском поселениях, чьи территории в прошлом относились к Устюженскому уезду (Верховско-Вольская и Соминская волости). По состоянию на 1910 год на данной территории находилось 38 часовен.
От нескольких сотен часовен, находящихся на территории района в начале XX века, к настоящему времени осталось несколько десятков, включая гниющие бревенчатые остатки часовен в некоторых деревнях, подобно исчезающим остаткам Никольской часовни в деревне Пронино постройки 1845 года или Дмитриевской часовни постройки 1886 года в деревне Новли.
В настоящее время не все посвящения часовен известны исследователям, хотя в большинстве своём они соответствовали престольным деревенским праздникам. В наибольшем количестве в крае имелись Никольские и Ильинские часовни. За ними шли часовни, освящённые во имя икон Тихвинской Богородицы, Казанской Богородицы, Смоленской и Владимирской, а также Успения и Покрова Богородицы и святых Петра и Павла, Георгия Победоносца, Пантелеймона, Нила Столбенского и других.
Строительство часовен в прошлом проводилось по решению сельчан или по обету отдельных лиц. На протяжении веков сложились определённые традиции их сооружения в стиле народного деревянного зодчества.
Руководство Русской православной церкви на протяжении XIX – начала XX вв. взяло под контроль строительство новых часовен. На сооружение новой или проведение капитального ремонта старой часовни требовалось разрешение епархиальной консистории. В номерах Новгородских епархиальных ведомостей конца XIX века можно прочесть краткие извещения: «Крестьянам дер. Калинецка Тихвинского уезда Волокославского прихода разрешено построить в их селении часовню на их средства. 21 августа» (1892 г.) или «Крестьянам дер. Носова Колбецкого прихода Тихвинского уезда разрешено построить в их селении новую деревянную часовню на их средства. 1 июня» (1890 г.).
Иногда консистория давала подробные наставления при проведении ремонта часовен. Подобное распоряжение было дано прихожанину Никольско-Озерского прихода Тихвинского уезда из деревни Семеново Ивану Дроздову: «… разрешено исправить существующую в селе Никола часовню, а именно: стены и кровлю обшить и перекрыть новым тёсом и выкрасить, главу обить белым железом и поставить на ней, вместо старого, новый вызолоченный крест и затем повесить колокол около 1 пуда на средства кр. Дроздова» (1885 г.).
Чаще всего крестьяне, получившие разрешение на сооружение часовни, вели её строительство не по типовому проекту, а так, как это делалось в прошлом, по старинке. Большинство сооружённых в крае часовен относилось к клетскому типу, и каждая из них представляла собой подобие амбара с установленным на крыше крестом.
Типичная клетская часовня нашего края находится у дороги к северу от деревни Шульгино Климовского сельского поселения. Место это намоленное веками. В сообщении исследователя начала XX века И.С. Романцева о деревне Шульгино сказано: «В 1 версте от деревни – жальник, на нём часовня, в ней каменный крест. По преданию, здесь был монастырь».
Ильинская часовня близ деревни Шульгино имеет сравнительно небольшие размеры, рублена «в обло», со стороны входа находится односторонняя галерея. Время постройки обычно датируется концом XIX века. Однако при подробном изучении сруба часовни обнаруживаются её особенности. Средние, сохранившиеся после нескольких ремонтов, венцы сруба имеют обратную припазовку, т.е. паз на бревне выбран сверху, а не снизу, как это делается современными плотниками.
От такой припазовки венцов сруба строители отказались ещё в XVI веке. Из церквей с верхней припазовкой брёвен сохранились единицы. Полную верхнюю припазовку бревен имеет Лазаревская церковь Муромского монастыря в Кижах постройки 1391 года. Находящаяся в Витославлицах (Новгородский музей деревянного зодчества) церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района была построена до 1539 года. Она имеет верхнюю и нижнюю припазовки брёвен в разных частях сруба. Подобное сочетание разных припазовок сруба Ильинской часовни деревни Шульгино относит её первоначальное возникновение в глубину не менее XVI века. Уникальная Ильинская часовня ещё ждёт своего вдумчивого исследователя.
Некоторые часовни были обшиты снаружи тёсом и окрашены масляною краскою, подобно часовне во имя иконы Тихвинской Божией Матери в деревне Горка (Нунгоша) или часовен в деревнях Дыми и Михайловские Концы. Отдельные малые храмы были выкрашены в бело-сине-красные цвета, а имели на обшитых досками стенах определённые рисунки на религиозные темы, сделанные народными умельцами.
Иногда на клетской церкви, кроме главки с крестом, устраивалась звонничка с маленькими колоколами. Часовня Рождества Богородицы близ деревни Рыбежка (Ванино) имела главку с крестом, сооружённую на восьмерике, возведённом на четверике основного сруба. Звонница была устроена над крыльцом. С трёх сторон – севера, запада и юга – клеть часовни была охвачена галереей. Данные особенности часовни делали её уникальным памятником деревянного народного зодчества, к сожалению погибшим.
Наличие ещё одной уникальной деревянной часовни с колокольней на крыше было отмечено исследовательницей Л.А. Андреевой в деревне Нойдала на северо-востоке района. Данная Михайловская часовня погибла ещё в 60-х гг. XX века.
Из часовен, построенных по обету, до наших дней дошла часовня Нила Столбенского, сооружённая в 1908 году недалеко от деревни Гагрино. Предание связывает её возведение с местным жителем, совершившим преступление. Наказание он отбывал на острове Сахалине. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. русские каторжники оказали серьёзное сопротивление японцам, высадившимся на остров. После окончания войны вместе с другими каторжник был амнистирован и вернулся в родное Гагрино. Здесь он построил часовню в лесу на жальнике, освящённую во имя Нила Столбенского. Для новгородской консистории она была как бы построена вместо одноимённой обветшавшей часовни деревни Часовня, расположенной поблизости.
Редкая по архитектуре часовня находится в деревне Михеево Самойловского сельского поселения. Она ярусного типа. На квадратном в плане срубе часовни – четверике устроены два невысоких рубленных восьмерика; на верхнем восьмерике сооружён четверик с главкой. Общая высота до верха креста составляет 7,72 м. Вокруг часовни на резных столбиках, общим числом 14, возведена галерея. По мнению многих исследователей, часовня св. Пантелеймона (постройки 1885 года) представляет ценность как высокохудожественное народное произведение.
Часовня действующая; в советское время делались неоднократные попытки её закрытия. Из часовни в разное время вывезено немало предметов культа, имеющих высокую ценность. Исследователь Г.Г. Прошин в 1964 году вывез из часовни деревянную скульптуру «Иисус Христос в узах», закутанную в специально сшитую одежду. Она и каменные кресты, находящиеся в часовне, пользовались особым почтением богомольцев.
В 1966 году некто И.П. Ярославцев вывез из часовни две иконы XVI века – Тихвинская Богоматерь и Богоматерь, Никола, праздники. Остальные иконы были признаны поздними и брошены на произвол судьбы. Ныне и они были бы бесценны, так как большая часть иконного наследия наших предков оказалась за границей.
К числу особо чтимых часовен в прошлом, по данным краеведа И.П. Мордвинова, относилась Казанская часовня в деревне Сидорово на северо-востоке района. В ней находился местный образ Казанской Богоматери, почитаемый явленным. Особо почиталась старообрядцами Никольская часовня в селе Никола в верховьях реки Тихвинки, а также расположенная сравнительно недалеко от неё другая часовня, построенная крестьянином деревни Верховье Я.И. Бередниковым в местности Кирово над обретённым здесь каменным крестом, который также почитался чудотворным.
Из множества часовен, имевшихся в деревнях, расположенных в бассейне реки Воложбы, особо выделялись древняя часовня на реке Рагуше, где скрывался Макарий, родоначальник жителей деревни Жилая Глина, а также часовня в Черенском погосте, расположенная у главной церкви. При часовне находился колодезь, где устраивали иордань на Крещение.
Часовни на воде были нередкими. Деревянная часовня с колодцем находилась близ деревни Михайловские Концы. Утраченные часовня и купальня на озере в Антониево-Дымском монастыре ныне восстановлены. Предания о Спасской часовне, стоявшей на берегу Спасского озера, забываются. К ней в Спасов день (19 августа) ещё в 50-е годы прошлого века приходили сотни сохраняющих веру людей из окрестных деревень и города Пикалёво.
По пути к Спасскому озеру паломники поклонялись каменному кресту, находящемуся на развилке дороги к деревне Могатино. Крест был особо почитаем. Женщины одевали его в вышитые одежды, покрывали полотенцами, приносили цветы. Теперь этого ничего нет. Осталось лишь название местности Крестик, куда иногда лишь заходят заядлые грибники. Традиция одевать каменные кресты в специальные одежды сохранилась до нашего времени, их можно встретить в некоторых ныне действующих часовнях.
Каменные кресты широко распространены в нашем крае. На юго-востоке района и в центре они встречаются чаще, чем в других местах. Над некоторыми каменными крестами в прошлом были устроены голбецы, о которых в толковом словаре В.И. Даля указано, что это – могильные памятники избушкой. Действительно, голбец на жальнике у деревни Черкасова Горка в верховьях Чагоды представлял собой миниатюрную часовню, срубленную всего в четыре венца с самцовыми фронтонами и врубленным в верхнюю (князевую) слегу деревянным крестом. Памятник утрачен. Имеются сведения о существовании голбецов в прошлом на жальниках у д. Бережок на реке Тушемельке и д. Лопастино на р. Сомине. Все они накрывали почитаемые каменные кресты.
В окрестностях города Пикалёво в прошлом, исследователями отмечено нахождение каменных крестов в начале XX века на жальниках в следующих деревнях: Аринино, Ивановская, Новли, Матвеевская, Селиваново и Дуброва. На некоторых каменных крестах края были сделаны надписи (д. Калинецкая, д. Мозолево), но особо уникальной является высеченная в глубокой древности надпись «Никон Христа ради трудился» на одном из каменных крестов, находившихся на жальнике близ глухой лесной деревеньки Раменье на реке Тушемельке.
Кроме каменных крестов, которые, по мнению учёного А.А. Панченко, попадают в разряд деревенских святынь, в нашем крае имелись и имеются другие деревенские святыни – поклонные кресты, почитаемые камни, родники, рощи и отдельные деревья.
В советское время все поклонные кресты в крае исчезли вместе с воспоминаниями о них. В начале XX века археолог Колмогоров, исследуя курганы и жальники Тихвинского уезда, обратил внимание на два поклонных креста расположенных в нашем крае. Один из них находился у дороги к реке Рагуше, а другой на жальнике у деревни Михалево. Фото поклонных крестов были помещены в трудах XV Археологического съезда, состоявшегося в г. Великий Новгород. На фотографиях видно, что поклонные кресты были помещены в особые строения, имеющие крышу, заднюю стенку и две узкие боковые стенки. Установлены они были на хорошо просматриваемых возвышенных местах.
Из почитаемых камней, имеющих у верующих особую силу и способности исцелять от разных болезней, особой популярностью пользовался камень около деревни Матвеевской на Ярославском тракте (Вологодское шоссе). Другой почитаемый камень находился близ данной дороги в деревне Заголодно у часовни Успения Пресвятой Богородицы постройки конца XVIII – начала XIX века. По преданию камень приплыл по воде ранее существовавшего здесь озера.
Священных рощ или отдельных деревьев в крае было немного, они чаще встречались в местах, заселённых вепсами и карелами, но бытовали и у русского населения. Карельская Волокова роща находится на реке Чагоде недалеко от деревни Каргорка, «святая сосна» с современной иконкой в дупле стоит близ часовни Нила Столбенского.
У дороги, ведущей ныне из 6-го микрорайона города Пикалёво по мосту через реку Рядань в лес в сторону озера Логи (Ивановское), около ста лет назад также имелось почитаемое дерево. Оно находилось на стыке двух участков местности – Тереховщины и Казенной и представляло собой вековую трёхствольную рябину. На ней был установлен киот с иконою святых Флора и Лавра – покровителей животных.
Данная икона была установлена здесь неслучайно. Прогон для скота здесь заканчивался, и далее начинались лесные пастбища, принадлежащие жителям деревни Ивановской, располагавшейся в те времена на территории современного 6-го микрорайона. Иконе поклонялись и молились о сохранении скота.
Деревенские святыни сохранялись в памяти людей на протяжении веков и служили оберегами многим поколениям. Атеизм несколько поколебал веру в них. В настоящее время идёт их возвращение из глубины памяти народной, чему способствуют обстоятельства нашей жизни.
Л.А. Старовойтов,
краевед.
Документы:
-
Публикация в газете 228.09.2015 (jpg, 340Кб)
-
Публикация в газете 128.09.2015 (jpg, 282Кб)