Сенновский храм
СЕННОВСКИЙ ХРАМ
На середине пути от поворота с федеральной трассы Новая Ладога – Вологда на Бокситогорск, между деревнями Симаново и Сегла находится населенный пункт Сенно. История его уходит вглубь веков. Первые письменные сведения о нем имеются в писцовой книге 1583 года, в которой указывалось о наличие в данной местности церкви Флора и Лавра. Край, на исходе многолетней Ливонской войны, находился в хозяйственном запустении, и царский писец указывал, что церковь «стоит без пения». Причта, обслуживающего церковь, как такового не было. Прихожан были единицы, а большинство пашенных земель «лесом поросло».
После окончания Смутного времени начала XVII века Сенно становится административным центром нашего края, именуемого Нагорным Обонежьем или Нагорной половиной Обонежской пятины. Это произошло в 1623 году, когда Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, приказал вывести местное управление краем из Тихвинского посада, целиком в то время принадлежащем Тихвинскому Большому монастырю.
Исполняя царское повеление, новгородский воевода Г.П. Ромодановский поручил губному старосте Нагорной половины Обонежской пятины Богдану Палицыну подыскать место для устройства губного стана. После некоторых поисков такое место было найдено в «выставке на Сенне», где стояли пятнадцать крестьянских дворов и три усадьбы помещиков.
В Сенно отстроили здания губного стана, суда и тюрьмы. Была отремонтирована или восстановлена церковь. В 1653 году Сенно сгорело полностью. В 1655 году губной стан был отстроен заново, в том числе возобновлена церковь Флора и Лавра, в которой были возведены и освящены приделы во имя св. Троицы и великомученика Дмитрия Солунского.
Во время преобразований Петра Великого в 1702 году губной стан был упразднен. Сенно превратилось в небольшое сельцо с барскими усадьбами и выставочной церковью Климентского Колбекского погоста. По переписи 1710 года числилась «…а на той выставки церковь Флора и Лавра да в приделе Живоначальные троицы деревянная». Барские усадища в Сенно (усадьбы того времени) принадлежали дворянам Селивачевым и Шамшевым.
Новое несчастье в Сенно произошло в 1771 году, когда сгорела деревянная церковь Флора и Лавра. Заново отстроенный храм освятили в 1777 году во имя святых мучеников Флора и Лавра, а придел во имя св. Троицы. Однако, по данным новгородской консистории, в 1857 году в селе Сенно имелась одна деревянная церковь Живоначальныя Троицы, постройки 1777 года. К церкви было приписано 38 десятин удобной земли. В 1864 году церковный причт возглавлял священник Федор Федотович Светлицкий, а в 1867 году священник Павел Проклович Стефановский. При этом, первый был указан в Памятной книжке Новгородской губернии на 1864 год как священник Троицкой церкви в с. Сенно. В росписи церковных приходов Новгородской епархии 1876 года церковь также указана Троицкой в с. Сенно.
В 1876 году Сенновский и Пярдомльский приходы были объединены в один. Причт объединенного прихода возглавлял священник Павел Стефановский, перебравшийся на место жительства в село Пярдомля (ныне Бокситогорск). Богослужения в деревянном храме села Сенно в данный период совершались периодически.
В 1881 году в Сенновский погост пришла беда. В одну из ночей от неустановленной причины случился пожар. По свидетельству очевидцев, когда прихожане увидели церковь горящей и бросились к ней, то все растерялись, суетились, кричали и ничего не смогли сделать. От загоревшейся колокольни, огонь перебросился на вход в храм и никто не смог проникнуть внутрь церкви, чтобы спасти что-нибудь из находящегося в ней. Вскоре с треском стали валиться столетние деревянные стены, слышалось шипение горевшей краски и печальный звон падающих колоколов. К утру на месте храма видны были только одни дымившиеся развалины.
Восстановление церкви в небольшом небогатом приходе было сложной задачей. Положение осложнялось тем, что священническая должность Сенновской церкви на момент пожара отсутствовала. Для священника соседней Пярдомльской церкви Павла Соболева занятия по восстановлению Сенновского храма были обременительны.
Вскоре после пожара новгородская консистория определила в Сенновский приход священником Василия Андреевича Соловьева. Несмотря на преклонные годы, он развернул активную деятельность по восстановлению храма. К 1883 году в Сенно была построена небольшая деревянная церковь. 6-го февраля 1883 года новгородская консистория разрешила благочинному 2-го округа Тихвинского уезда священнику Воскресенской Липенской церкви Николаю Предтеченскому освятить новый храм во имя св. Флора и Лавра
Священник Василий Соловьев продолжил сбор средств и поиск вкладчиков, лелея мечту о строительстве каменного храма. Он сам многими днями стоял в Тихвинском Большом монастыре, призывая богомольцев к пожертвованиям на храм.
В 1892 году был заложен фундамент каменного храма. Из-за недостатка средств строительство шло медленно. Престарелый священник Василий Соловьев был выведен за штат. Один за другим сменились в Сенно штатные священники Михаил Образцов и Никанор Лесницкий. В 1896 году к Сенновской церкви был перемещен священник Севериан Николаев. При нем строительство храма ускорилось.
К началу 1897 года в Сенно полностью возвели стены каменного храма. Свыше одного года проводилась его внутренняя и внешняя отделка. В мае 1898 года храм был приготовлен к освящению, которое с разрешения епархиальных властей разрешили провести 17 мая 1898 года (по ст. стилю). Ко дню освящения храма в Сенно был доставлен колокол в 40 пудов 13 фунтов весом (660,5 кг), отлитый по заказу на гатчинском заводе Лаврова.
С утра 16 мая 1898 года в Сенновском погосте собралось множество людей из ближних и дальних населенных пунктов, прибыли священники из окружающих приходов во главе с местным благочинным священником Дымской церкви Михаилом Философовым. К вечеру народу набралось так много, что не все разместились в пределах погоста, многие стояли за церковной оградой.
Небольшой деревянный храм Флора и Лавра в погосте не смог вместить, по свидетельству очевидца, и десятой части собравшегося народа. Большинство стояло на улице, слушая через открытые окна и двери божественные песнопения. Всенощное служил старейший по службе священник о. Антоний Осипович из Черенского погоста с дьяконом Федором Горским из тихвинского городского Спасо-Преображенского собора. На литию и величание выходили девять священников с местным благочинным и двумя диаконами в блестящих облачениях. Богослужение продолжалось более трех часов. По окончании его ещё долго приходилось священникам помазывать подходящий народ освященным елеем, так как все желали приложиться к особо чтимому образу Св. Троицы, со вложенной в него частью того дуба, под которым Господь в виде трех странников явился Аврааму.
Тем временем, было всё подготовлено к подъему и установке колокола, но сам подъем был отложен до утра. Народ к 11 часам вечера постепенно разошелся по соседним деревням, но много людей расположилось на ночлег около церкви на улице, так как погода стояла теплая, а ночь светлая.
На другой день после утрени, а затем и ранней обедни, при полной тишине собравшегося вновь народа, начался подъем колокола. Чин освящения колокола совершил местный священник Севериан Николаевич Николаев. После того как колокол был подвешен на своем месте, он поднявшись на колокольню, произвел первый удар в новый колокол. Звук, со слов его описания, получился очень приятный, густой и громкий, несмотря на сравнительно небольшой вес колокола.
Под торжественный благовест начался водосвятный молебен. После его окончания священнослужители внесли в храм одежды на престол и жертвенник. Под пение псалмов было совершено омовение и освящение престола и жертвенника, надеты на них одежды и окроплены иконы. На колокольне послышался перезвон, и из храма потянулся торжественный крестный ход. Шествие было медленным сквозь расступавшуюся стену народа.
Торжественно и по чину совершен был вход в храм, а затем и в алтарь, где св. антиминс был с честью возложен на новый престол. Первую литургию совершил благочинный в обращение к прихожанам последовало от местного священника о. Севериана. Молебном Пресвятой Троице всех 11-ти священников, приложением к животворящему Кресту и окроплением прихожан завершилось освящение нового каменного храма.
К окончанию освящения храма богомольцев ждали, устроенные около ограды храма, столы с приготовленным горячим обедом. Все участвующие в освящении храма духовные лица и некоторые из светских гостей во главе с местным земским начальником Д.К. Агафоновым, собрались на квартире священника, где им, по его словам, была предложена скромная трапеза[1].
Начинатель строительства каменного храма в селе Сенно священник Соловьев Василий Андреевич к моменту освящения Троицкой церкви проживал на покое у своей дочери и зятя в Смоленске. За свои труды по духовному ведомству он был награжден правительственным орденом св. Владимира 4-й степени. Скончался строитель сенновских храмов 22 июля 1900 года (по ст. стилю) и был похоронен в смоленской Георгиевской церкви на Покровской горе.
В 1910 году в Сенновском погосте, кроме церквей и церковной сторожки, имелись 4 жилых строения принадлежащих церковному причту. Рядом располагалась деревня Сенно (Териков Конец), в 16 дворах которой проживали 92 человека крестьян. На территории деревни разместились две барские усадьбы, одна из которых принадлежала Татьяне Никифоровне Шамшевой, а другая - Александре Егоровне Унковской.
В советское время Троицкий храм был закрыт, но здание уцелело. Ныне он является главным храмом Свято-Троицкого скита Тихвинского Введенского женского монастыря.
Л.А. Старовойтов,
краевед.
[1] Новгородские епархиальные ведомости. 1898. № 14. - С. 879-887.