Строительство деревянных приходских храмов в конце XIX-начале XX века
Строительство деревянных приходских храмов в конце XIX-начале XX века
Последний этап строительства приходских храмов в нашем крае, перед наступлением периода семидесятилетней борьбы с религией, пришёлся на конец XIX-начало XX века. На данном этапе строились преимущественно деревянные церкви, что было связано с существенной экономией приходских средств, затраченных на их возведение. В богатых приходах по-прежнему строились каменные храмы.
Главное церковное управление Российской империи (Синод) выделило средства для постройки единоверческих церквей в местностях края, «заражённых расколом». Приверженцы старых обрядов на территории края в основном обитали в верховьях реки Тихвинки (Деревская волость с центром Окулово) и в среднем течении реки Чагоды (Тарантаевская волость с центром Озерево).
Для староверов Деревской волости, согласившихся на единоверие, было решено построить церковь по проекту новгородского епархиального архитектора. В 1875 году были проведены торги на строительство храма, оценённого в 7917 руб. 11 коп. Сооружение храма растянулось на несколько лет. Церковь в селе Никола построили в 1880 году.
Тогда же был создан новый Никольский Озерский приход, в состав которого вошли 28 населённых пунктов. Первоначально в него вошла деревня Окулово, расположенная на правом берегу реки Тихвинки напротив Михайловской церкви. Ошибку исправили через несколько лет. Определением новгородской консистории крестьяне деревни Окулова были перечислены из Никольского в Михайловский Озерской приход. Сообщение об этом было напечатано в Новгородских епархиальных ведомостях в №11 за 1885 год.
В 1890 году Никольская Озерская церковь была перестроена с уменьшением размеров. Относилась она к клетскому типу церквей, и была возведена на каменном фундаменте в одной связи с деревянной колокольней. И церковь, и колокольня были покрыты железом. Внутри церкви был освящён один престол во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Другая единоверческая церковь была построена в 1899 году в деревне Селище Тарантаевской волости на реке Чагоде (ранее Егорьевский Озеревский погост, а ныне Климовское сельское поселение). Церковь была деревянной и освящена во имя Донской иконы Божьей Матери. Священниками в ней в дореволюционный период были Емельян Алексеевич Николаев, а затем Платон Матвеевич Сорокин.
С начала строительства Донская церковь в Селищах имела обширный круг благотворителей из близких и отдалённых мест. И.И. Пирозерский, владелец гончарного завода на реке Тихвинке близ Окулова, пожертвовал на церковь белое железо для покрытия глав церкви и колокольни, изразцы для облицовки трёх печей, сложенных в помещениях церкви, а также два зеркальных креста на церковь.
Крестьянин деревни Куряты Василий Кольцов вложил в качестве дара в церковь подсвечник с фарфоровой свечой стоимостью 30 рублей. Сумма для обычного крестьянина в те времена очень солидная. Новгородская купчиха Савина пожертвовала занавеси к царским вратам стоимостью 50 рублей. Устюженский мещанин А.Ф. Малышев пожертвовал 50 рублей для приобретения церковной утвари, а купец Д.Д. Жуков приобрёл для церкви икону Спасителя.
Скромную по размерам деревянную церковь клетского типа построили прихожане в селе Сенно на месте уничтоженной пожаром деревянной Троицкой церкви. Заботу о возведении храма взял на себя местный священник Василий Соловьев. По указанию новгородской консистории от 19 февраля 1883 года освятить храм во имя святых Флора и Лавра было поручено благочинному 2 округа Тихвинского уезда священнику Дмитрию Предтеченскому.
Церковь Флора и Лавра была рублена в «лапу» и представлена тремя объёмами (срубы собственно церкви, апсиды и паперти) размером 6,9 х 17,7 метра. Сруб церкви установлен на каменном фундаменте и имеет размер 6,9 х 8,4 м, апсида имеет размеры 5,1 х 4,5 м, паперть – 4,4 х 4,5 м. Крыша церкви и паперти двускатная, крыта железом, крыша апсиды перекрыта на пять скатов. Одна большая глава была сооружена над зданием собственно церкви, маленькая главка возвышалась над алтарём.
В советское время церковь была приспособлена под клуб, затем под магазин. Ныне она входит в состав церковного архитектурного ансамбля Троицкого Сенновского скита Тихвинского Введенского женского монастыря.
В 1880 году сгорела деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы Осницкого погоста, простоявшая на берегу Березорадинского озера 280 лет.
Утрата церкви в небогатом приходе была большим несчастьем для прихожан. Однако совместными усилиями местные жители с помощью вкладчиков со стороны сумели возвести новую деревянную церковь. Одним из вкладчиков был местный уроженец, к тому времени заштатный протоиерей Казанской церкви города Устюжны Федор Михайловский, вложивший в строительство церкви и в пользу причта 1400 рублей.
Новую церковь освятили в 1884 году, сохранив её старое посвящение.
Размеры Покровской церкви вместе с колокольнею составляли 7,8 х 24,5 м. Церковь была одноглавой клетского типа. Пожар в январе 1915 года уничтожил данный храм.
Несмотря на тяжёлые годы Первой мировой войны, прихожане в 1916 году возвели новую деревянную церковь с колокольней. Храм построили на каменном фундаменте размерами несколько меньшими старой сгоревшей церкви. Общие размеры алтаря-церкви-притвора составили 7,6 х 19,9 м.
Находящаяся на возвышении посреди кладбища Покровская Осницкая церковь была видна издалека. Особую выразительность ей придавали рубленые четверики и восьмерики собственно церкви и колокольни с шатровыми покрытиями и главками.
Десять больших окон здания церкви обеспечивали изобилие света, давали возможность детально рассмотреть сюжеты икон в многоярусном иконостасе. Последний имел размеры в длину 6 м 76 см и в высоту 4 м 67 см и был украшен деревянной резьбой с позолотой.
К началу XXI века церковь фактически погибла, имея для храмовых сооружений сравнительно небольшой возраст. Попытки её восстановления в наше время местными дачниками очень благородны, хотя ни один новодел не может полноценно заменить утраченный старинный оригинал, но в данном случае это не столь важно. Главное – в восстановлении вековых традиций и в продолжение существования самих храмов в древнем погосте в Березуе и Радуницах.
В 1901 году на средства прихожан и при финансовой и материальной поддержке предпринимателя Валентина Ивановича Рейтера в деревне Чудцы была построена однопрестольная деревянная Покровская церковь. Она была приписной к Воскресенской Суглицкой церкви и собственного причта не имела. Богослужения проводили священники Суглицкой (Журавлево) церкви. В советский период здание церкви было перенесено на другое место и использовалось под клуб.
К концу XIX века полностью обветшали постройки Корвальского погоста. В 1887 году новгородская консистория разрешила разобрать деревянную колокольню и деревянную ограду погоста. Новую каменную ограду из булыжного камня, с прибавлением места для кладбища, возвели всем миром.
Через несколько лет снесли Никольский храм, стоящий на возвышении у кладбища с 1756 года, и на его месте возвели новый, который освятили также во имя Чудотворца Николая в 1904 году. Основным вкладчиком средств в сооружение приходской церкви был Алексей Ефимович Пименов – новоладожский купец и тихвинский лесопромышленник, который не только профинансировал строительство и обеспечил стройку брёвнами и пиломатериалами, но и выделил средства на обновление интерьера церкви и приобретение икон в дополнение к местному старинному образу Чудотворца Николая, считавшегося явленным.
Первоначально новая церковь была видна из самых различных точек селения, но постепенно оказалась укрытой деревьями, к нашему времени имеющими вековой возраст. Со временем разрушилась каменная ограда из крупных валунов, окаймляющая погост. До полного разрушения самой церкви, закрытой советской властью ещё в 1940 году, остаётся непродолжительное время.
Ещё одна малоизвестная деревянная церковь была построена в центре деревни Лиственка на берегу реки Колпи в 1908 году на востоке современного Лидского сельского поселения Бокситогорского района, в то время Верховско-Вольской волости Устюженского уезда. К этому времени на кладбище деревни Лиственка уже несколько веков стояла деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Новую церковь также освятили во имя Рождества Богородицы. Она была приписной, и обслуживал её причт Коробищенской церкви во главе со священником Михаилом Платоновичем Образцовым. В советское время церковь была закрыта. В 70-е годы прошлого столетия её здание использовалось под общежитие совхозных рабочих.
Кроме перечисленных выше деревянных приходских церквей, сооружённых в конце XIX-начале XX века в нашем крае, необходимо упомянуть деревянную Воскресенскую церковь с приделом Чудотворца Николая в Воскресенском Лученском погосте (ныне город Пикалёво). По данным церковно-исторического справочника «Земля Невская православная» она была построена в 1893 году. В этот год по утверждению дореволюционного краеведа И.П. Мордвинова в Воскресенском Лученском погосте сгорела старинная деревянная 20-главая церковь Воскресения Христова. Несмотря на то, что тихвинский краевед по факту существования данной церкви говорит утвердительно, современные исследователи считают его сведения легендарными.
Вопрос о строительстве приходских церквей в Воскресенском Лученском погосте изучен недостаточно. По данным Новгородской епархии в Лученском погосте в 1858 году имелись две деревянные церкви: Воскресенская, постройки 1708 года, и Рождества Христова, постройки 1734 года.
На старом пикалёвском кладбище, за современной церковью находится разрушенная усыпальница дворян Мальшей, владельцев усадьбы Выглядово в XIX-начале XX вв. Если поднять тяжёлые камни разбросанных надгробий, то на одном из них можно прочесть следующую эпитафию: «Здесь покоится прахстроителя сего храма надворного советника Федора Карловича Мальш. Родившегося 30 июня 1794 года. Скончавшегося 6 сентября 1869 года» (выделено мною).
Следовательно, в период с 1858 по 1869 год в Воскресенском Лученском погосте была построена новая церковь на средства лесопромышленника Ф.К. Мальша, который с 1858 года являлся потомственным дворянином, вследствие награждения его высшим российским орденом.
Судьбу старых деревянных церквей, стоящих на погосте с XVIII века, можно проследить по сообщениям Новгородских епархиальных ведомостей.
В ведомостях за 1883 год №20 автору удалось найти заметку следующего содержания: «Определением (новгородской консистории) от 30 сентября причту и старосте Лученской церкви Тихвинского уезда разрешено разобрать ветхий деревянный храм в погосте, с употреблением материала на поправку ограды около кладбища». К сожалению, в заметке не указано, какая из церквей Воскресенская (1708 г.)
или Рождественская (1734 г.) подлежала разборке.
В №13/14 ведомостей 1888 года было опубликовано разрешение консистории причту и старосте Лученской церкви «окрасить масляною краскою кровлю на их церкви, а также и наружные стены оной…».
По-видимому, перекраске подлежало здание церкви, сооружённой на средства Ф.К. Мальша, так как через год последовало новое решение новгородской консистории: «Причту и старосте Лученской церкви Тихвинского уезда разрешено перестроить их ветхую деревянную церковь на приходские средства, с сохранением ея прежних плана и фасада. 11 августа (1889 г.)». Красить церковь перед её разборкой не имело смысла.
Таким образом, обе деревянные церкви Лученского погоста, сооружённые в первой половине XVIII века, были разобраны за ветхостью к 1890 году. По всей видимости, церковь, сооружённая Ф.К. Мальшем, сгорела к 1893 году. Была ли она 20-главой, похожей на знаменитую 22-главую церковь в Кижах? Сомнительно!
Местные прихожане сравнительно быстро в 1893 году возвели новую деревянную церковь во имя Воскресения Христова с приделом, посвящённым Николаю Чудотворцу. В начале XX века наличие одной церкви в богатом приходе на Ярославском тракте не устраивало ни причт, ни прихожан. Каменную церковь Воскресения Христова в Лученском погосте (ныне Пикалёво) возвели к 1910 году по данным издания «Земля Невская православная».
Леонид Старовойтов,
краевед.
Документы:
-
Публикация в газете 229.09.2015 (jpg, 63Кб)
-
Публикация в газете 129.09.2015 (jpg, 74Кб)
-
Публикация в газете29.09.2015 (jpg, 274Кб)