От Пронино до Лопастино
От Пронино до Лопастино
Продвинувшись по шоссе к югу от деревни Фалилеево за край поля и поворот, остановимся у автобусной остановки «Пронино». Сама деревня находится недалеко к западу от дороги и её осмотр займет немного времени до возвращения на основной путь. Собственно говоря, смотреть здесь нечего. Обычная дачная деревня нашего края, в которой на середину 2012 года зарегистрирован один постоянный житель.
Однако история деревни насчитывает пятьсот с лишним лет. В 1496 году она носила название Тручалово, и по прозвищу жителей её Обросима и Васюка Прониных получила дополнительное название Пронино, впоследствии ставшее основным. В 1676 году в деревне насчитывалось 11 дворов, в которых жили уже закрепощенные крестьяне, принадлежащие князю Матвею Мышецкому. В конце XVII – начале XVIII вв. деревня по-прежнему принадлежала роду князей Мышецких.
Накануне отмены крепостного права, вследствие дробления дворянских имений, связанных с семейными наследственными переделами и, как правило, следующими за ними продажам по частям, крепостная деревня Пронино оказалась к 1861 году в руках трех владельцев. Николаю Ивановичу Унковскому принадлежало 9 душ, некоему Иванову - 10 душ, Марии Александровне Киовой – 11 душ мужского пола.
Взаимоотношения между помещиками были непростыми. В июле 1860 года тихвинский уездный суд рассмотрел иск отставного майора Н.И. Унковского к помещице М.А. Киовой о спорной земле по деревням Прониной и Михайловой.[1] От подобных тяжб страдали местные крестьяне. От остатков крепостнических отношений, связанных с выкупными платежами за землю, пронинские крестьяне освободились лишь спустя несколько лет после проведения реформы 1861 года.
В пореформенный период деревня Пронино стала центром Пронинского сельского общества Анисимовской волости, в которое входили кроме Пронино самые важные населенные пункты волости Анисимово и Михайлово. Для решения своих внутренних дел, участия в раскладке налогов и наблюдения за порядком крестьяне сельского общества избирали своего старосту. По состоянию на 1910 год в деревне имелось 21 дворовое место с 26 жилыми строениями, в которых проживало 85 человек, из них 36 мужского и 49 женского пола.[2] Главными занятиями населения были земледелие, разведение скота и лесные промыслы. Основной сбор лесных ягод производился с угодий, примыкающих к болотам - ближнему Плоскому и дальнему Ратково.
Угасание деревни началось после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Вследствие гибели мужчин в одних семьях остались сироты, а многие другие семьи в деревне просто не появились. О воинской судьбе одних пронинцев известно немного, как например, о Сидорове Василии Сидоровиче, который погиб в бою 22 августа 1942 года при очередной попытке прорыва блокады Ленинграда и был похоронен на воинском кладбище, расположенном близ г. Колпино по дороге на Усть-Ижору. Другая часть мужчин, призванных из Пронино, безвестно сгинула на фронтах великой войны. Так пропали без вести в одном только 1942 году уроженцы деревни Пронино Минкин Николай Александрович, Никандров Михаил Николаевич, Степанов Василий Григорьевич, Тихомиров Василий Иванович. Всё это отразилось на дальнейшей жизни деревни, особенно в последующий период индустриализации и урбанизации.
Спустя 40 лет после начала войны (в 1981 году) в Пронино стояли лишь 9 домов и лишь в 3 из них круглогодично проживали 6 человек. Постепенно число постоянных жителей сократилось до минимума.
С незапамятных времен на северной окраине деревни находилась деревянная Никольская часовня. Она была перестроена в 1845 году, и представляла собой клетскую, однокамерную, с двускатным покрытием и трехсторонней галереей постройку. Часовня имела сравнительно небольшие размеры и была сложена в 15 венцов, рубленых «в обло» из еловых бревен. В западном фасаде был прорублен дверной проём, а на южном фасаде – окно. Всю постройку накрывала двускатная самцовая крыша (на 5 самцах). Свесы часовни опирались на 10 резных столбов по периметру галереи. Покрытие крыши – щепа (дранка), которая при последнем ремонте часовни сменила первоначальное из теса. Ныне от часовни осталась лишь куча сгнивших древесных остатков.
Если следовать из Пронина на юг проселочной дорогой параллельно основной дороге, то через шестьсот метров на склоне речной долины Чагоды в поле можно выйти к жальничному могильнику заросшему лесом. Он был отмечен археологами впервые в 1911 году и дополнительно обследовался ими в 1971 и 1987 гг. Жальник имеет размеры 120 х 30 м. На нем достаточно много камней. Ранее здесь находились 3 каменных креста, ныне не сохранившиеся. С пригорка от жальника открывается живописный в любой сезон вид на долину реки Чагоды и на другой жальник, поросший елями, у деревни Горка[3].
В этой плотно заселенной округе с незапамятных времен было много исчезнувших деревень. Одну из них впервые переписал в 1496 году писец Юрий Сабуров, зафиксировав деревню Окатово. В ней стоял двор Василия Окатова и брата его Евстрата, которые уплачивали подать деньгами в сумме одной гривны и 6 денег с добавкой мерки масла да горсти льна. Оброк приказчикам выплачивался в основном натуральный, ключник получал с братьев 3 четки ржи, 3 четки овса и одну деньгу, а биричу была положена одна четка ржи. Четка (четверть) хлеба по современным мерам равнялась приблизительно 65 кг. Биричем в те далекие годы называли сборщика налогов, ключник был на положении управляющего в сельской округе.
Деревня Окатово в последний раз упоминается в справочниках начала 1930-х годов как хутор Акатьево, а в наши дни один из его выходцев отметился в местной прессе замечательной статьёй с символическим названием «Последний из Окатово».
После моста через реку Чагоду дорога поднимается в гору и делает новый поворот на юг. Слева от ответвления дороги в деревню Черкасова Гора находится жальник, а справа, внизу склона, исток с холодной ключевой водой, в который утоляющие жажду бросают по завету монетки. О святости данного ручья слышать не приходилось.
Жальник, расположенный на южной окраине д. Черкасова Гора рядом с дорогой Пикалево - Анисимово, разместился на краю верхней береговой террасы в еловой роще. Она, вследствие народной заповедности, сохранилась от порубок, доминирует на местности и является украшением окружающего пейзажа.
В 1912 г. археолог А.И. Колмогоров отметил данный археологический памятник как «жальник с каменными крестами» и раскопал одно погребение. Среди остатков костяка археолог обнаружил маленький серебряный крестик. Подобная находка, как он писал позднее в книге «Тихвинские курганы», была единственной среди сотен раскопанных им в крае могильников. Она свидетельствует о принятии нашими предками христианства в период заселения нашего края. В дальнейшем жальник неоднократно исследовался археологами.
В восточной части жальника находилось ещё одно примечательное сооружение для нашего края – голбец. Так называлась миниатюрная деревянная часовенка в 4 венца, сооруженная над двумя каменными четырехугольными крестами, ныне исчезнувшая. Один из данных каменных крестов уже десятки лет хранится в Пикалевском городском музее.
Деревня Горка, расположенная на высоком левом берегу реки Чагоды, имела по справочнику начала XX века тройное название: Княжая Горка, Черкасова Горка, Чеканова Горка. Принадлежала она роду князей Мышецких. В 1676 году деревня была за князьями Василием и Саввою Мышецкими. Крестьяне окружающих деревень прозвали данную деревню Княжей Горкой, чтобы отличать от других Горок. В это же время один из князей Мышецких, участник войны с Польшей, привёз домой пленного черкаса. Черкасами на Руси называли запорожских казаков, стоящих на службе у поляков и причинивших много вреда русскому населению в период польско-русских войн XVI-XVII веков.
Князь Мышецкий женил пленного черкаса и поселил его в своей деревне, которая в народе стала называться Черкасовой Горкой. Чекановой Горкой или Горой она стала для тех людей, которые плохо выговаривали букву «р». Современное официальное название деревни – Черкасова Горка. Проживает в ней в настоящее время, кроме дачников, три постоянных жителя.
Рядом с деревней находится ещё одна достопримечательность Анисимовской волости. Это действующая Ильинская часовня, постройки 1845 года. Она относится к типу клетских часовен с двускатной крышей, которую венчает восьмигранный глухой барабан каркасной конструкции с деревянным крестом, врубленным в конёк.
С севера к деревне Черкасова Горка примыкает один из древнейших населенных пунктов края – деревня Часовня, первоначально известная как «деревня у часовни». В конце крепостного времени она принадлежала дворянке Л.П. Бачмановой. В начале XX века деревня имела 146 жителей, а в настоящее время постоянного населения в ней числится 2 человека.
От деревни Черкасова Горка на восток к озерам Малому и Большому Верхолино ранее шла проселочная, переходящая в лесную, дорога. Ныне она обезображена лесорубами, которые сделали с неё ответвления к многочисленным местам заготовки леса. На половине пути по данной дороге находилась развилка дорог. Влево дорожка вела в урочище Дор и к озерку Белиц, вправо (на юг) дорога шла к Святому озеру.
О происхождении названия озера мне ничего неизвестно, легенды об этом прошли стороной. Известно, что Святым его называли ещё пятьсот с лишним лет назад. В те времена в окрестностях озера находилось пять деревень, в основном однодворных. В одной из них проживали, если судить по прозвищам, колоритнейшие люди: «Гридко Меринов внук и сусед его Жеребец». Об этом свидетельствует писцовая книга 1495-1496 гг. писца Юрия Сабурова.
В середине XIX века деревня Пестово, которая располагалась на всхолмлении между Святым озером и небольшим озером Черениц, принадлежала помещице Н.И. Шамшевой. В начале XX века деревня имела 14 дворов, в которых проживало 90 человек. Неподалёку находилась дворянская усадьба Полунино, где жила дворянка Елизавета Аркадьевна Чоглокова, владелица 467 десятин земли. По данным страхового свидетельства 1902 года в её усадьбе кроме господского дома находились людская изба, амбар, хлев, конюшня, гумно и рига, баня, ледник и крытый двор. Постоянных жителей в усадьбе в тот период было 6 человек. Ныне следы проживания здесь людей найти сложно.
Вернувшись из захламленных лесных мест, проследуем дальше по основной дороге. Через триста-четыреста метров от автобусной остановки «Горка» находится урочище Лопастино. Одноименная деревня, стоявшая здесь в 1496 году, имела два двора, в одном из которых хозяйство вел Никита Лопастнин, а в другом проживал его сын Василий с братьями Яковом и Андреем. Василий был записан в писцовой книге как кузнец, единственный во всем погосте. По всей видимости, Василий с братьями удовлетворял потребность в железных изделиях для всей округи. Спустя полтора века деревня принадлежала роду князей Мышецких. Один из-них, Иван Матвеевич Мышецкий пополнил к 1710 году население деревни перевозом в неё двух крестьянских дворов из новгородского Омлевского погоста.
Князья Мышецкие владели сельцом Лопастино до реформы 1861 года. Окончательную точку в остатках крепостнических отношений лопастинских крестьян положило дело о выкупных платежах князей Мышецких С.И. и А.М., Поляковой А.М. и Штокмар З.М. по селению Лопастино от 10 мая 1877 года, а спустя несколько лет прежние помещики продали остатки своих земельных владений.
В 1911 году население Лопастино составляло 39 человек и продолжало увеличиваться, составляя в 1926 году – 46 чел., а в 1930 году – 48 человек. С 1933 года деревенские жители трудились в колхозе «Ударное Лопастино», память о котором уже исчезла у местного населения. В послевоенное время деревня стала бесперспективной, и была предназначена к сселению, что и было сделано. О существовании населенного пункта на местности уже ничто не напоминает. Поискав глазами по округе также исчезнувший лопастинский жальник, двинемся дальше к деревне Анисимово.
краевед.
[1] Новгородские губернские ведомости. 1860. № 31 (30 июля). – С. 120.
[2] Список населенных мест Новгородской губернии. Вып. VII. Тихвинский уезд. - Новгород, 1911. – С. 12.
[3] Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Часть 2. – СПб., 1995. – С. 21-23.