Очерк четвертый. Вдоль Ярославского тракта

Очерк четвёртый.

Вдоль Ярославского тракта.

                Населённые пункты Воскресенского Лученского погоста в XVII-XVIII веках в основном располагались вдоль большой дороги идущей из Тихвинского посада на восток в сторону города Мологи и далее на Ярославль. Позднее дорога получает название Ярославского тракта. Данное название сохранялось вплоть до 40-х годов XX века, когда оно перестало соответствовать действительности. В результате сооружения Рыбинского водохранилища в предвоенном 1940 году, город Молога был снесён, а движение по тракту повернуто в сторону Череповца и Вологды. В наше время новое название «Вологодское шоссе» сменило старое – «Ярославский тракт».

              В XVII веке Тихвинский посад был важным торговым центром на северо-западе Российского государства. Тихвинская ярмарка имела большое значение во внутренней торговле, широко была поставлена тихвинскими купцами заморская торговля. Ярославская дорога становится оживлённой, но в тоже время опасной. Разбои на дорогах становятся довольно частым явлением, в них активное участие принимают жители Воскресенского Лученского погоста.

             Ещё в 1624 году Тихвинское воеводство было упразднено, и для управления краем был устроен губный стан в Сенно, просуществовавший в западных пределах Воскресенского Лученского погоста вплоть до отмены губных учреждений в 1702 году. В Сенно были образованы, общие для окружающих погостов, органы губного (уездного) управления и тюрьма. В ведении губных старост находились почти все уголовные дела, надзор за общественным порядком и полицейские функции. В 1653 году губной стан сгорел, но в 1655 году был выстроен заново. Однако близость начальства не мешала местным помещикам Барановым в лесах под Лучанами обирать проезжих купцов, пока в 1667 году их противоправные действия не были пресечены. В те же времена прославился грабежом на дорогах другой лученский разбойник – сельский бобыль Андрон Павлов.

         Наиболее интенсивным было движение по Ярославскому тракту в XVIII веке, когда он стал связующей артерией новой столицы Санкт-Петербурга с волжскими губерниями и далее с Уралом и Сибирью. Тихвинская водная система была ещё не сооружена, но сухопутный волок между реками Тихвинкой и Чагодощей активно использовался купцами при перевозке товаров. Перевалочными пунктами, где происходила перегрузка товаров с речных судов (тихвинок и соминок) на гужевой транспорт и обратно, были Тихвинский посад (с 1773 года – город Тихвин) и село Сомино. Для обслуживания проезжающих в деревнях вдоль тракта были выстроены постоялые дворы и харчевни, соответственно им некоторые деревни получили новые названия – Чертовы харчевни, Вельские харчевни, Косые харчевни, Боровые харчевни.

      Из путешествующих по Ярославскому тракту необходимо отметить русского просветителя Челищева Петра Ивановича, друга Радищева А.И., автора «Путешествия из Петербурга в Москву», так напугавшего императрицу Екатерину II. Она подозревала Челищева П.И. в совместном написании этого крамольного произведения и последний долго был у неё в опале. В свою очередь Челищев П.И. посетил несколько северных губерний России и написал «Путешествие по Северу России в 1791 году», изданному лишь в 1886 году. В этом произведении есть страницы посвящённые нашему краю.

      Челищев П.И. проезжал Воскресенский Лученской погост зимою 1791 года в направлении из Сомино в Тихвин. Он отмечает «частогористость» данной местности. По пути, для замены лошадей, автор останавливался в дер. Михеевой, в то время населённой крепостными крестьянами принадлежащими дворянину Головину П.А. «Крестьяне сей деревни – отмечает Челищев П.И. – делают всякую деревянную посуду, продают строевой лес, тёс, доски и брусья, гонят дёготь; из покупного железа куют простые крестьянские вещи …»

       Далее через десять вёрст от д. Михеевой, автор отметил стоящий у большой дороги Воскресенский Лученской погост, а в нём две деревянных церкви, одну – посвящённую Воскресению Христову с приделом великомученика Георгия, другую- Рождеству Христову.

       Одной из данных церквей, настоящим архитектурным украшением края была замечательная 20-главая деревянная церковь Воскресения Христова, построенная на шесть лет раньше (1708 г.) всемирно известной 22-главой церкви в Кижах. В 1893 году огонь уничтожил её, лишив нас возможности созерцать этот чудесный памятник деревянного зодчества и быть одним из центров туризма на северо-западе России.

        В XIX веке движение по Ярославскому тракту ещё более оживилось; днём и ночью следовали вереницы экипажей и ямских троек, обозы из множества подвод. С ростом значения торгового села Сомино, стоящего на пересечении большой дороги и открытой в 1811 году Тихвинской водной системы, данный тракт местные жители стали называть Соминским, а когда по нему стали следовать партии политических ссыльных – Сибирским трактом. В 1826 году данным трактом в Сибирь следовали декабристы, в том числе лейтенант флота тихвинский дворянин А.П. Арбузов – один из руководителей восстания. В 1849 году на каторгу проследовал член петрашевской организации, будущий писатель с мировым именем Ф.М. Достоевский, в 1861 году – революционный демократ, поэт М.И. Михайлов.

       В конце XIX века Ярославским трактом проезжал краевед И.Ф. Тюменев, автор путевых очерков «От Тихвина до Весьегонска». Он останавливался на почтовой станции Обрино, где ему перепрягали лошадей. Автор отметил неплохое содержание дороги, наличие сторожевых домиков, ветхость мостов. В очерке им перечислены: деревня Чертова харчевня, происхождение названия которой его сильно заинтересовало, а также деревни Зиновья Гора, Обрино, Михеево. В Чудцах автором были зарисованы мотивы орнамента со старинной пустой избы, отделанной деревянным резным узорочьем. Тюменев И.Ф. также отметил водораздельное положение края, занятия местных жителей, наличие завода по производству стекла, принадлежащего Рейтеру, и расположенному на 13-й версте от Обрина.

          В начале XX века значение Ярославского тракта резко падает с вводом в действие с 1 января 1906 года Северной железной дороги Санкт-Петербург – Вологда – Вятка, взявшей на себя всю тяжесть местных и дальних перевозок. На территории нашего края железная дорога была проложена рядом с Ярославским трактом и несколько раз пересекла его.

                                                                                                                                                                                   краевед Л.А. Старовойтов

© 2024 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МУК «Дворец Культуры г. Пикалево» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.