Очерк 2. Первобытное прошлое края

Очерк 2.  Первобытное прошлое края

 

- Мезолит на территории края.

- Прародина арийцев.

- Неолит на территории края.

- Мировоззрение первобытного человека.

 

Мезолит на территории края.

Человек в начале своего появления и развития использовал в основном каменные орудия труда. Поэтому этот период, длившийся от 2-3  миллионов   лет до 4-5 тысяч лет назад, носит название каменного века. Каменный век по типу орудий труда и способам их изготовления, подразделяют на палеолит - древний каменный век и неолит - новый каменный век.

С конца палеолита началась история первобытного общества Тихвинского региона. Период  или  эпоха  каменного  века,  переходная  между  палеолитом  и  неолитом, называется   мезолитом. Греческое мезо - обозначает средний, а лит -  обозначает камень, отсюда мезолит - средний каменный век. Дата мезолита для Европы установлена радиоуглеродным методом и состав­ляет период от 10 до 7 тысяч лет назад. Для нашего, более северного края период мезолита длится от 9-8 до 6-5 тыс. лет назад.

На территории Тихвинского региона мезолитические памятники впервые откры­ты в 70-х годах ХХ века, их немного и они не дают полной картины о мезолите края. Все обнаруженные мезолитические стоянки находятся в восточной части края в бассейнах рек Лидь и Колпь, а также на берегах оз. Вожанского в Бокситогорском районе.

В 1986-1987 гг. археологом Ю.Н. Урбаном были проведены раскопки стоянки Белое-1, расположенной в 8 км к северо-западу от станции Тур­гошь, в 300 метрах к северу от Белого озера, на мысу. Оказалось, что здесь почти постоянно обитали люди на протяжении тысячелетий, от мезо­литического периода до эпохи раннего металла. В нижних слоях этого многослойного поселения среди находок преобладали кремнёвые ножи из отщепов, ножевидные пластины, скребки, нуклеусы конические. Найденный инвентарь позволяет датировать данную стоянку первобытного человека мезолитическим временем.

В 1991 году Ю.Н. Урбаном обнаружена стоянка Межинка-2, расположен­ная сравнительно недалеко от стоянки Белое-1, на берегу речки Межинка (правого притока р. Лидь) в 400 метрах от её устья. Находки были встре­чены до глубины 0,35 метра и представляли собой кремнёвые ножевидные плас­тины и отщепы, что позволило отнести данную стоянку предположительно к периоду мезолита.[1]

В 1989-1990 гг. вологодскими археологами Н.В. Косоруковой (Конда­ковой) и А.Н. Башенькиным были открыты две мезолитические стоянки по берегам реки Лидь, у одноимённой деревни Заборьевской волости и у дер. Максимово Подборовской волости, а также ещё одна мезолитическая стоян­ка на реке Колпь у дер. Лиственка Ольешской волости Бокситогорского района. Размеры открытых стоянок невелики, площадь их колеблется от 0,1 до 0,4 га, расположены они на высоте от 1 до 5,5 метров над уровнем воды и находятся в нес­кольких десятках метров от берега реки. Толщина культурного слоя также невелика, колеблется в пределах 10-30 см, и лишь стоянка Лиственка-3 имеет культурный слой до 1 метра. Под руководством Н.В. Косоруковой летом 1990 года археологи вскры­ли и исследовали более 100 квадратных метров этого поселения. В ре­зультате проведённых раскопок были открыты углублённое в землю жилище, несколько хозяйственных ям. Найдены изделия из кремня - скребки, плас­тинки, резцы, ножи, наконечники стрел, кварцевые скребки и сланцевый топор. Все материалы произведённых раскопок хранятся в археологическом отделении Череповецкого музейного объединения.[2]

На западе Тихвинского края мезолитические стоянки пока не обнаружены. На западе Ленинградской области памятники мезолитического времени так­же немногочисленны. Одна из наиболее ранних и интересных находок эпохи мезолита была сделана в Антреа (Каменногорск) на Карельском перешейке. Здесь около 7300 лет до н.э. произошёл, по-видимому, несчастный случай с рыбаками, в результате которого на дне озера осталась сеть из ивовой коры, а также различные каменные и костяные орудия. Несмотря на столь длительный период, сеть под слоем торфа хорошо сохранилась, и учёные определили её длину и ширину, составившие соответственно 27-30 метров и 1,3-1,5 метра. Поплавки были сделаны из сосновой коры, а грузила из камней. Это древнейшая из известных в настоящее время в мире рыболовных сетей.[3]

Основой хозяйства населения мезолитического периода были охота, рыболовство и собирательство. Поселения данного времени располагались на берегах водоёмов богатых рыбой. Часто рядом располагались высокопродуктивные участки леса. В зависимости от наличия в окружающей мест­ности зверей и птицы, рыбы в водоёмах мезолитические стойбища могли быть долговременными, с достаточно прочными углублёнными в землю жили­щами или лёгкими сезонными постройками.

Для мезолитической культуры края характерны орудия труда ещё грубые, без тщательной обработки поверхности, изготовленные из камня, рога и кости. Из камня изготавливались рубящие орудия - топоры, тёсла, кирки; из кости и рога - наконечники копий, гарпуны, рыболовные крючки, острия и т.д. При мезолите появляются совершенно новые формы орудий труда. Это микролиты - маленькие камни, 1-2 см длиной, имеющие форму треугольников, ромбов, трапеций, сегментов. Они использовались как наконечники стрел и вкладыши. Вкладышами называются маленькие кре­мешки, которые укреплялись на костяной или деревянной основе и получа­лось костяное или деревянное оружие с кремнёвым режущим краем из мик­ролитов. Человек впервые в истории научился изготовлять орудия таких форм и размеров, которые не зависели от размера камня.

В период мезолита широко распространились лук и стрелы, разнооб­разные приспособления и ловушки на зверя и птицу. Для рыболовства на­чинают использоваться долбленые челны и сети. Была приручена собака, которая первоначально использовалась первобытным человеком как источ­ник питания. На многих собачьих костях, найденных на местах стоянок, обнаружены надрезы, а некоторые кости раздроблены для того, чтобы до­быть костный мозг. Скорее всего, что для охоты собака была приспособ­лена позднее, в неолите.

В конце мезолитического периода стала появляться глиняная посуда первоначальных, грубых форм. Развивается стремление человека к украшению предметов быта и ору­дий труда, а также изготовление предметов имеющих культовое значение. Среди мезолитических находок в западной части Ленинградской области, в местечке Тырвола, неподалёку от устья реки Нарвы, на правом её берегу было найдено  искусно  изготовленное из кости скульптурное изображение змеи.

Таким образом, мезолитический период, представленный стоянками на­шего края, подтверждает свою переходность от палеолита к новому камен­ному веку - неолиту, в течение которого исторические жители Тихвинского края сделали новый существенный шаг в дальнейшее развитие производи­тельных сил определяющих дальнейший прогресс человеческого общества.

 

Прародина арийцев.

Долгое время в период каменного века человеческие коллективы выступают в виде первых протоэтнических групп - семейных и затем семейно-родовых единиц.  Их  пути по земле определялись наличием корма, то есть семян и плодов для собирательства, животных для охоты и рыбы в водоёмах. Древнейшие их пути неисповедимы. В период мезолита первые формирующие племена (их называют первичными этносами) тоже передвигались в соответствии с теми же запросами, но иногда они долго задерживались на одной территории, оставляя следы обитания, которые учёные называют археологическими культурами.

Первобытные племена жили, размножались, развивались, одни из них на какое-то время оседали в той или другой местности, другие, бывшие соседи, продолжали кочевать и со временем оказывались далеко от преж­них мест обитания, формируя сходные культуры и развивая языки общения.

Учёные давно заметили языковое сходство многих народов Евразии и выделили их в индоевропейскую семью, но они по разному решают вопрос о прародине индоевропейских народов. На наш взгляд наиболее правдоподоб­ной выглядит арктическая теория.  Согласно ей, прапредки индоевропейских народов стали некогда хозяйственно осваивать край­ние северные земли Восточной Европы, и там же протекал процесс складывания их племён. Учитывая отсутствие таких естественных границ в се­верной части Восточной Европы как горы, можно с уверенностью говорить о том , что праистория индоевропейцев или ариев шла и на территории нашего края.

К одному из первых научных трудов, обосновывающих арктическую теорию,  относится сочинение  американского  исследователя  В. Уоррена «Найденный рай или Колыбель человечества на Северном полюсе», десятое издание которо­го отмечено 1893 годом.  В конце XIX века на Приполярье обратил внима­ние индийский историк и санскритолог Бал Гангадхар Тилак, расшифровав­ший с  точки зрения реалий полярной природы многие неясные гимны Вед и строфы эпоса. Упоминавшиеся в них и совсем несвойственные для индийс­кой природы такие явления, как год, делящийся на тёмную и светлую по­ловины; кружение небесных светил вокруг  Полярной  звезды; длительные постепенные восходы и заходы солнца; “окаменевшие» надолго воды, се­верные сияния, важная роль созвездия Большой Медведицы и т.п.  -  всё нашло своё  объяснение.  Его  книга  «Арктическая родина в Ведах» была впервые издана в 1903 году,  а затем  неоднократно  переиздавалась.  В свою очередь  она оказала большое влияние на мировую науку. Индийские историки и лингвисты и по сей день  продолжают  развивать  эту  теорию (что, к сожалению, не освящается в работах наших учёных).[4]

В мифологии другого народа индоевропейской семьи -  иранцев, в частности в древнеиранской Авесте, отражены точно такие же северные реалии, а также постепенный уход племён ариев из Приполярья.

К настоящему времени установлено, что ледник уходя с земель Восточной Европы, сполз в Ледовитый океан в период с XIII по X тысячелетие до нашей эры. За отступающим ледником в течение многих веков шли по пастбищам дикие животные и преследующие их группы охотников, которые расселились по всему Северу вплоть до арктического побережья. Потепление климата, особенно в бореальный пе­риод, способствовало хозяйственному обживанию края первобытным населе­нием. Разрозненные родоплеменные группы, обитая в благоприятных усло­виях, размножались, расселялись и вступали во взаимные контакты друг с другом. Здесь складывались первоплемена и здесь вырабатывался первый круг сходных понятий и слов, праязык индоевропейцев. Весь этот процесс занял не менее 5 тысячелетий и соответствовал мезолиту. С окончанием бореального периода наступило похолодание, которое стало вытеснять людей к югу; к тому же тесно стало размножившимся пле­менам, о чём говорится в Авесте.

 Уходили, растекаясь по земле от границ Урала до Атлантики. Самыми восточными арийскими группами, спускавшимися на юг вдоль склонов Урала, были будущие индийские (арийские) и иранские племена. Их соседями были будущие славяне, составляющие восточную группу индоевропейских племён. Но предки славян занимались в основ­ном земледелием, а арии были кочевыми скотоводами. В последующее время их пути разошлись, протославяне передвигались в места более удобные для земледелия, арии для кочевий. Наступившая во II тысячелетии засуха заставила последних уйти на восток, и в течение нескольких веков они дошли до Ирана и Индии. Арии-иранцы, известные как андроновцы (по наз­ванию археологической культуры), широко расселились и по казахстанским степям.

 На покинутые арийцами места на севере Восточной Европы продвину­лись уже в неолитическое время предки финно-угорских народов со сторо­ны Урала. По-видимому, их отношения с арийскими племенами были не столь дружественными, что подтверждается лингвистическими исследованиями. Если индоевропейское «арья» переводится как «благородный», «достой­ный», «свободный»,  «уважаемый»;   то  у  финнов orja означает «раб». Таким образом, к Y-IY тыс. до н.э. территория нашего края оказалась покинутой предками арийских народов, на смену которым пришли предки финно-угорских народов, образовавшие новые археологические культуры.

 

Неолит на территории края.

Следующая эпоха каменного века - неолит - на территории  края  датируется IY - II  тысячелетием до нашей  эры.  Само  название  неолит  обозначает новый каменный век и является эпохой позднейшего каменного века. Начало неолита считают со времени изобретения глиняной посуды, конец неолита приходится на возникновение добычи, обработки и использования металла. Неолит характе­ризуется ростом производительных сил, основанных на широком использо­вании кремнёвых, костяных и каменных орудий, изготовленных с помощью техники пиления, сверления и шлифования. Сверление камня производилось с помощью трубчатой кости, под конец которой, вероятно, подсыпался кварцевый песок. Шлифовка шла с помощью камней из слоистого песчаника.

Широкое  применение  каменных  орудий  человеком неолита вызвало всё возрастающую потребность в кремне, который  имеется  далеко  не  в  каждой местности. Поэтому добытый кремень уже в неолите становится средством обмена между людьми и их сообществами. Не исключена вероятность того, что кремень добывался в каньоне реки Рагуши (юг Бокситогорского района), где имеются пласты этого материала и которые вряд ли мог  обойти стороной человек эпохи неолита.[5] Для данного периода также характерно возникновение ткачества, развитие домостроения, появление первых примитивных средств транспорта, таких как челны-однодеревки или  лыжи.

Для лесной зоны Восточной Европы характерны неолитические культуры развитых охотников и рыболовов. Постепенно в их хозяйстве появляются зачатки земледелия, а также разведение скота.  Первобытнообщинный строй в неолите характеризуется формированием крупных и мелких этнических сообществ, занимавших родовые и племенные территории, развитием межплеменных связей.

Первые находки следов неолитических поселений в нашем регионе были сделаны известным русским археологом Н.Е. Бранденбургом в конце XIX ве­ка при раскопках курганов на р. Паше к югу от дер. Вахрушево. Летом 1919 года тихвинский археолог В.И. Равдоникас нашёл следы неолитических сто­янок в долине реки Воложбы у дер. Мозолёво. Он же в 1920 и 1924 годах нашёл на поле у дер. Вахрушево, около курганов прежде раскопанных Н.Е. Бранденбургом, каменные орудия.

Следы памятников неолитического времени обнаружил в 1975 году тихвинский археолог И.П. Крупейченко в районе оз. Пашозеро, на его вос­точном берегу в 2,5 км к юго-востоку от дер. Коптяево Пашозерской волости Тихвинского района.  На береговой по­лосе протяжённостью 500 метров и шириной до 50 метров удалось собрать значительный подъёмный материал: кремнёвые скребки, отщепы и ямоч­но-гребёнчатую керамику.

Широкое исследование археологических памятников эпохи неолита на территории края началось в 1980-х годах, когда было создана Ленинг­радская областная комплексная экспедиция, отряды которой приступили к планомерному изучению нашего региона.

В результате разведочных работ в Бокситогорском и Тихвинском ра­йонах были открыты неолитические стоянки на оз. Вожанском, Забельском, Белом, реках Карасинка, Горюн и Соминка в Бокситогорском районе и на оз. Песочном у дер. Бор, на торфянике у дер. Сарожа, на Шугозере и Пашо­зере в Тихвинском районе.

Подавляющее большинство разведанных и раскопанных неолитических стоянок нашего края связано с именем археолога Ю.Н. Урбана. По его словам, им было обнаружено на востоке Ленинградской области около 50 неолити­ческих стоянок и признаков, дающих все основания предполагать в данном месте стоянку первобытного человека. Со временем на многих стоянках оказывался разрушенным культурный слой из-за хозяйственной и иной дея­тельности человека.

Наиболее древним памятником, относящимся к эпохе неолита, является поселение у дер. Забелье на Вожанском озере, раскопанное в 1987 году Ю.Н. Урбаном. В нижнем слое серовато-красного песка содержался чистый комплекс находок раннего неолита. Кремнёвый инвентарь имел ещё мезоли­тический облик (ножевидные пластины и их сечения, скребки, резцы, нук­леусы, отщепы), но встреченная там же керамика позволяет датировать данный памятник временем раннего неолита.

Одной из наиболее исследованных стоянок эпохи неолита является многослойное поселение Карасинка-1 (Максимово-2), раскопки которого производились в 1985-1986 гг., 1990 г. археологом Ю.Н. Урбаном и 1988 г. археологом Е.А.  Рябининым. В итоге была вскрыта площадь земляного покрова в 474 квадратных метра. Наиболее плодотворным был сезон 1986 го­да. Ю.Н. Урбан, при участии его коллеги А.М. Шмыгора, с помощью учащихся тихвинской средней школы N 5 в период с 1 по 20 июля вели тщательные археологические раскопки, сантиметр за сантиметром исследуя культурный слой стоянки. Были обнаружены керамика ямочно-гребенчатого типа, скребки, наконечники стрел, резцы, кремнёвые заготовки наконечника дротика и рубящего орудия (топора). В культурном слое поселения участ­ники раскопок также нашли очаг с установленным в центре глиняным сосу­дом. По указанным находкам данное поселение датируется IY-III тыс. до н.э.

Сопоставление находок эпохи неолита Тихвинского края с инвентарём неолитических стоянок окружающих регионов показало, что ближайшими аналогами в керамике являются стоянка Котчище на оз. Селигер и стоянки среднего течения р. Мологи, но имеются и существенные отличия. Недостаточность исследования неолитических памятников восточной части Ленинградской области и соседних регионов пока ещё не позволяет выделить на территории региона особую ранненеолитическую культуру близкую вал­дайской и верхневолжской ранненеолитическим культурам Y-IY тыс. до н.э. Что же касается более поздних памятников эпохи неолита Тихвинского края, то они являются ещё более схожими с валдайской неолитической культурой, одной из составных частей культуры ямочно-гребёнчатой кера­мики, охватывающей северо-запад Европейской части России.

 

Мировоззрение первобытного человека.

Тысячелетнее пребывание человека в охотничьей первобытности в эпоху мезолита и неолита постепенно изменили его мировоззрение, особенно в религиозных представлениях. Громадные просторы, открывшейся новой земли после ухода ледника, осваивались сравнительно небольшими группами охотников и рыболовов.  Вооружённый луком и стрелами человек, сопровождаемый прирученной собакой, часто охотился в одиночку или малыми группами. Эпоха мезолита стала для  человека школой находчивости и личной инициативы. Именно в этот период индивидуальные качества человека стали выходить на передний план в отличие от коллективных качеств, выработанных в громадных временных пространствах древнего каменного века (палеолита). Самые общие представления  о мировоззрении мезолитического человека могут сводиться к следующим положениям:

Во-первых, изобилие воды, господство водной  стихии, несомненно, вызывали к жизни образы водяных духов, превратившихся позднее в образы водяного и русалок, а также сказочно грозного и ныне загадочного вод­но-земного существа Ящер, трансформировавшегося  позднее в Чудо-Юдо русских сказок.

Во-вторых, блуждая по бескрайним просторам, человек ориентировался не только по солнцу, но и по звёздам. Наблюдая за ночным небом, чело­век заселил его образами, весьма похожими на земные и дневные сущест­ва, где главными из них были объекты охоты: олень, лось, медведь и др. Свидетельством тому является название главного ориентирующего созвез­дия не только именем Большой Медведицы, но и Лосём, как называл его в своих записках путешествующий по Индии в XV веке Афанасий Никитин, вы­ходец из г. Твери. Этнографы отмечают, что у многих охотничьих народов древний культ лося или оленя был впоследствии дополнен или вытеснен медвежьим культом. Следы лосиного культа двух важнейших созвездий ос­тались в северном русском фольклоре и преданиях, трансформировавших в появлении людям в определённые праздники двух лосей или двух оленей, ланей. Предания об этом записаны ещё в XIX веке в разных местах по русскому Северу, в том числе и в Белозерском крае, и под Тихвиным.[6]

В третьих, когда человек покорял водную стихию, изменчивую, а по­рой бурную, и даже свирепую, не могли не родиться представления о борьбе добрых и злых духов, вампиров и берегиней, оберегающих человека стремящегося к берегу, в надежде получить там опору и спасение. Впос­ледствии, берегини первоначально обитавшие на рубеже воды и берега, превратились в русалок, а вампир, в древности скорее вампор, был, как и сейчас, представителем «чужой, иной силы» в переводе с древнеславянско­го.

В четвёртых, несомненно, то, что в период мезолита укрепился культ предков, зародившийся ещё в палеолите и принесённый в наши северные края после ухода ледника.

В пятых, в период мезолита и неолита достигает полного расцвета магия с её многочисленными представлениями, из которых для первобытных охотников особенно важными были темы победы над зверем и увеличение звериного поголовья. Магический обряд посвящения юношей в охотники был сложным обрядом, которым первоначально руководила женщина-вещунья (от­голоски матриархата), а затем она уступила мужчине - «дедушке-лесово­му». Отголоски магических обрядов дошли до нашего времени в различных заговорах и заклинаниях и в других элементах фольклора.

Память народная имеет глубокие корни. Хотя от последних живых ма­монтов Восточной Европы до русских крестьянских сказителей XIX века, прошло около 240 поколений рассказчиков, до нас дошло немало сказочных сюжетов рождённых доисторическими предками. Пересказанные тысячи и ты­сячи раз, обросшие новыми включениями, они дошли до нас, то в образе чудища с хоботом «вбивающего в землю» своих противников на калиновом мосту, то путешествий Ивана-царевича с «серым волком» за тридевять зе­мель в тридесятое царство и общение его с Бабой-Ягой.

Подобные сюжеты, несомненно, дошли до нас со времён мезолита и нео­лита, когда юноша-охотник, пройдя науку у «дедушки-лесового» понимал язык зверей и птиц, умел подражать им. Одинокие охотники, передвигаясь по пустынным безлюдным местам, где нет «ни стёжки, ни дорожки», сопро­вождались недавно прирученной собакой, ставшей в мезолите верной по­мощницей охотника - сказочным Серым Волком, верой и правдой служащим человеку. После образа Чуда-Юда этот образ является наиболее архаичным.

Анимистические представления первобытного человека, т.е. вера в существование душ и духов также существенно пополнились в эпоху мезо­лита и неолита. Неведомый неолитический лес, покрывавший громадные пространства, был полон опасностей. В этом лесу можно было заблудить­ся, упасть с дерева, высматривая дым своего стойбища, утонуть в тряси­не, погибнуть в схватке с дикими зверями. Не вернувшиеся из лесных деб­рей сородичи, встречи с которыми были возможны лишь во сне, сами ста­новились духами то добрыми, то злыми.

Первобытный человек населил земную и водную стихию различными, часто злыми, силами, мертвецами и неведомыми чужими духами. Зло от них исходит повсеместно, а сама зловредная сила часто бесформенна, бесте­лесна и невидима, но она есть и присутствует, чуть ли не постоянно. Не­понятные природные явления и опасности неолитического леса, часто дов­лели над человеком, вызывая у него не только страх, но и то, что мы на­зываем первобытным ужасом, сохранённым в потаённых глубинах нашего подсознания.

Охотничья первобытность, многотысячелетняя пора формирования человека и человеческого общества , выработанное отношение первобытных людей к природе - всё это оставило неизгладимый след в дальнейшем формировании духовной культуры наших исторических предков.   

Л.А. Старовойтов,
 


[1] Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Часть 2. -СПб.: 1995.- с. 12.

[2]  Егоров С.Б. Первые поселенцы. //«Новый путь», 1994, № 53.

[3] Сакса А.И. Из истории древнего населения области по данным археологии. // Мы живём на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области: Сборник  - Л. 1992.- с.61.

[4]  Гусева Н. Арктическая колыбель? // Родина, № 8.- с.82-83.

[5] Егоров С.Б. Осваивая ойкумену.// «Новый путь», 1994, № 43.

[6] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян - М..: «Наука», 1981 - с. 55.

 

© 2024 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МУК «Дворец Культуры г. Пикалево» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.