БРОНЗОВЫЙ ВЕК НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ
БРОНЗОВЫЙ ВЕК НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ
В III тысячелетии до н.э. человек сделал важное открытие – была изобретена бронза (сплав меди и олова). Как материал для производства орудий труда она получила широкое распространение к началу II тысячелетия до н.э., когда в нашем крае, как и у всех первобытных племён Европы, начался, по определению археологов, бронзовый век. Он длился на протяжении всего II тысячелетия до н.э. и в течение его люди бронзового века добились значительных успехов в развитии производительных сил, закладывая основу будущей цивилизации.
В нашем крае отсутствуют месторождения меди и олова. Бронзовое оружие и орудия труда поступали от соседних племён в результате обмена или в качестве трофеев в результате удачных боевых столкновений в период межродовой и межплеменной вражды.
Археологических памятников бронзового века на территории Бокситогорского района немного. О предполагаемом их наличии в крае в начале XX века высказался археолог В.И. Равдоникас в книге «Доисторическое прошлое Тихвинского края».
Открытие стоянки бронзового века в нашем крае произошло в 1985 году.
При исследовании неолитического поселения Белое-1 археолог Ю.Н. Урбан в культурных слоях данного археологического памятника обнаружил керамику, относящуюся к периоду раннего металла (началу бронзового века). Данная стоянка располагалась в 8 километрах к северо-западу от станции Тургошь. Размеры стоянки составляли 120х80 метров. Под наблюдением учёного было раскопано 77 кв. метров.
В том же году на речке Карасинке было обнаружено также многослойное поселение в 5 километрах к югу от деревни Максимово, где на протяжении нескольких тысяч лет проживали коллективы людей прошлого. Поселение раскапывалось в 1985-1986 и 1990 годах археологом Ю.Н. Урбаном и в 1988 году археологом Е.А. Рябининым. Среди находок были вещи, датируемые эпохой раннего металла.
В 1986-1987 гг. археологом Ю.Н. Урбаном были открыты следы пребывания человека бронзового века в многослойных поселениях Забелье-5 и Горюн-2 в бассейне реки Соминки на берегах озера Вожанского.
В 1988-1990 гг. археологами А.Н. Башенькиным и Н.В. Кондратовой при исследовании неолитических стоянок на востоке района в культурных слоях некоторых из них была найдена керамика, относящаяся к бронзовому веку.
Археологический памятник Лидь-1, расположенный в 5 километрах к западу от деревни Скверы, находящийся на берегу реки Лидь, оказался местом, где древние поселенцы проживали на протяжении нескольких тысяч лет, от периода мезолита до раннего средневековья. Нельзя утверждать, что люди жили здесь непрерывно, но в каждый исторический период они появлялись здесь и оставляли следы пребывания, прослеженные учёными в различных типах кремнёвых орудий и образцах керамики – от ямочно-гребенчатой до средневековой.
Единственным памятником бронзового века в нашем районе в настоящее время можно считать памятник Лидь-3, относящийся к II-I тысячелетию до н.э. В нём не обнаружены следы других исторических эпох. Открыт он был А.Н. Башенькиным в 1990 году на левом берегу реки Лиди на расстоянии 1 километра к западу от деревни Скверы (Лидь). К сожалению, памятник не был полностью исследован из-за отсутствия финансирования в сложный для России период после 1991 года.
В период бронзового века на территории края волосовская археологическая культура сменилась фатьяновской археологической культурой. Фатьяновцы обосновались в нашем крае в первой половине II тысячелетия до н.э. В целом племена фатьяновской культуры занимали громадную территорию.
На западе границы распространения фатьяновских памятников доходят до Десны и верховьев Днепра, на востоке фатьяновцы доходили до Вятки и Камы. Северные и южные границы менее определены. Южные, по-видимому, не уходили далеко за реку Оку в лесостепь, а северные границы доходили до нашего края, о чём свидетельствуют находки своеобразной керамики фатьяновцев.
Ближайшие к нашему краю памятники фатьяновской культуры расположены на востоке – в бассейне реки Мологи, а на западе они расположились вдоль реки Волхов близ Великого Новгорода (Бронницы), Новой Ладоги (д. Вельсы) и гор. Волхов.
Племена фатьяновской культуры отличались от соседнего населения ярко выраженными особенностями. Основные сведения о материальной культуре фатьяновцев собраны по материалам раскопок многочисленных могильников, так как их поселения найти трудно и они встречаются археологам крайне редко. Особенностью фатьяновских могильников является обряд захоронения покойников в скорченном положении на боку. Изредка встречаются парные погребения мужчины с женщиной или коллективные могилы нескольких человек.
В фатьяновских могильниках археологи находят много вещей: шаровидных, богато украшенных своеобразным орнаментом сосудов шнуровой керамики; плоских каменных шлифованных клиновидных топоров, долот, кремнёвых ножей и наконечников стрел; и, главное, разнообразных боевых сверлёных ладьевидных топоров-молотов, часто покрытых рельефными узорами.
Находки незаконченных обработкой топоров свидетельствуют о том, что крупнейший в Европе центр распространения этого оружия находился на территории фатьяновской культуры. Именно в основном по типам данного оружия вся территория, занимаемая племенами фатьяновской культуры, была разделена археологами на несколько районов данной культуры: ярославско-тверской, московский, чувашский и днепро-деснинский. Необходимо также отметить, что с запада к территории, занимаемой фатьяновцами, примыкала культура боевых топоров и шнуровой керамики Прибалтики.
Фатьяновские могильники богаты и металлическими изделиями. Среди них бронзовые проушные вислообушные топоры, близкие по форме к волго-камским и степным катакомбно-кавказким топорам конца III – начала II тыс. до н.э. Кроме топоров распространены также бронзовые копья, шилья и различные украшения, с орнаментом подобным выполненных на сосудах, что доказывает местную обработку бронзы.
Фатьяновскую культуру на земле оставили скотоводческие племена, разводившие свиней, овец, коз, коров и лошадей. Достоверных фактов развития земледелия у фатьяновцев нет, хотя в небольших масштабах оно, несомненно, было, о чём свидетельствуют встреченные среди фатьяновских древностей каменные зернотёрки.
Жизнь фатьяновцев в окружении обычно враждебно настроенных неолитических племён была беспокойной и полной опасностей. Приходилось с оружием в руках отстаивать выпасы и охранять стада. Может быть, поэтому и хоронили фатьяновцы своих мужчин-воинов с оружием, подчёркивая, что они, прежде всего, были воинами, охраной племени, а не мирными скотоводами.
Фатьяновцы хорошо владели верховым конём, что подтверждается тем, что у носителей культуры боевых топоров широко использовался каменный топор-молот. Как оружие пешего боя он совершенно нерационален, а как оружие всадника каменный топор-булава весьма эффективен. Недаром подобное оружие дожило в конных войсках до XVIII века в виде булав и «топоров с поворозою»(темляком).
Не исключено, что фатьяновские племена сами были настоящими разбойниками для местных племён и совершали далёкие походы с грабительскими целями. При этом завоеватели могли нести и серьёзные потери. Об этом также свидетельствуют археологические находки. На стоянке Николо-Перевоз на реке Дубне найдены погребения девяти человек, при которых были типичные фатьяновские вещи, а вот наконечники стрел, которыми они были убиты, местные волосовского типа. Подобные находки не единичны и расположены по всей периферии обитания фатьяновских племён.
Вероятно, во время одного из походов какая-то родоплеменная группа фатьяновцев дошла до нашего края, продвигаясь вдоль притоков Волги – Мологи и Чагодощи. На определённое время они обосновались на поселении Забелье на Вожанском озере, обитаемом со времён мезолита и неолита. Здесь при проведении раскопок неолитического поселения и нашёл следы обитания фатьяновцев в нашем крае археолог Ю.Н. Урбан.
Фатьяновские племена были индоевропейцами, появились они на территории Волго-Окского междуречья и близлежащих территориях, ранее заселённых предками угро-финских племён, около 1800 г до н.э., и через несколько сотен лет следы их на данной территории исчезают.
Возможно, фатьяновцы были поглощены основной массой населения лесной зоны и ассимилированы. По другой версии, они переместились в лесостепную зону вместе со своими стадами скота и слились там с другими формирующимися индоевропейскими племенами, предпринявшими переселение далеко на юг в составе арийских и древнеиранских племён.
Так неудачно завершилась первая попытка части индоевропейцев, представляющих предков славян, балтов и германцев, вернуться на историческую родину своих мезолитических предков. Последовавшее через тысячу лет после фатьяновцев новое продвижение индоевропейцев (теперь уже славян) увенчается успешным освоением ими новых территорий Восточной Европы, в том числе и нашего края.
Летом 1989 года при раскопках неолитического поселения Забелье-3 близ Вожанского озера археологом Юрием Николаевичем Урбаном были найдены следы обитания фатьяновцев на данном поселении. Ничего необычного в этом не было, по-видимому, на какой-то период фатьяновцы заняли удобное для них поселение местных лесных племён, скорее всего силой.
В археологических находках также не было ничего необыкновенного – обычные, казалось бы, образцы керамики фатьяновских шарообразных сосудов, украшенные штриховым орнаментом. Сенсация прозвучала позднее, когда летом 1998 года Ю.Н. Урбан публично озвучил по областному радио результаты изучения штрихового орнамента с фрагментов фатьяновского сосуда со стоянки Забелье. То, что вначале принималось просто за орнамент, было древнейшей в Европе письменностью.
В тексте, нанесённом на венчике сосуда ещё по сырому материалу в процессе его изготовления, Ю.Н. Урбаном были выявлены 31 знак древнего письма и 4 особых чёрточки, играющие ту же роль, что и разделительные знаки (вирамы) в древнеиндийском письме. Учёному удалось выделить 5 законченных слов текста.
Находки в Забелье меняют многие устоявшиеся взгляды на возникновение письменности у древних народов. Вполне вероятно, что для письма фатьяновские жрецы в большей степени использовали бересту, чем свои шарообразные сосуды в момент их изготовления. Просто береста истлела за 3,5 тысячи лет, а обломки сосуда с письменностью фатьяновцев сохранились в земле Забелья до наших дней.
На близость графики надписи из Забелья с протоиндийской письменностью и письменностью других древнейших индоевропейских народов указывает Ю.Н. Урбан в пояснительной записке к экспонатам археологической выставки Пикалёвского краеведческого музея. Выставка, где представлены для широкого обозрения фрагменты керамики с письменностью фатьяновцев, имеет постоянный характер и является гордостью музея.
Ю.Н. Урбан не смог расшифровать свою уникальную находку. Свою версию расшифровки забельской надписи предложил в 2013 году профессор В.С. Чудинов, который предположил, что она сделана слоговым письмом на древнерусском языке, но официальная наука не признаёт методов работы данного учёного. Фактом лишь остаётся то, что на забельском сосуде фатьяновского типа нанесён не орнамент, а надпись, принадлежащая к неизвестному пока типу древней письменности.
Но, по-видимому, должны пройти годы, и нужны новые образцы письма фатьяновцев, прежде чем это сенсационное открытие станет достоянием широких научных кругов и сформирует новые взгляды на формирование письменности на заре цивилизации, а точнее ещё в её сумерках в период бронзового века. К тому же признавать, что древнейшая в Европе письменность возникла в России, западноевропейские и многие российские учёные, к сожалению, не спешат и будут делать всё, чтобы это открытие умолчать.
Источник: Газета "Рабочее слово", №43 (2772) от 2 ноября 2016
Документы:
-
Публикация в газете 209.03.2021 (jpg, 452Кб)
-
Публикация в газете 109.03.2021 (jpg, 397Кб)