Битва на реке Рядани

Битва на реке Рядани

Данная битва не является вымыслом, догадкой или легендой. Она подтверждается историческими документами и произошла в Смутное время в начале сентября 1613 года. К этому времени события в России приняли следующий разворот. Двадцать первого февраля 1613 года в Москве был провозглашён царём избранный Земским собором юный Михаил Федорович Романов. Однако польская и шведская интервенция в нашу страну продолжалась. В Новгороде находились шведские войска под командованием Якова Делагарди, а новгородские бояре во главе с И.Н. Одоевским предложили русский престол брату шведского короля Карлу Филиппу.

В Тихвине находился отряд шведских войск под командованием Лакумба и отряд из новгородских дворян под командованием воеводы Андрея Трусова, подчинявшийся шведам.

«Во вторник после Духова дня во втором часу дня...» (25 мая 1613 года) тихвинцы восстали и перебили шведов. Восстание было организовано игуменом Тихвинского Большого монастыря Онуфрием и воеводой Андреем Трусовым. В день восстания на помощь тихвинцам пришёл отряд Дмитрия Воейкова (400 человек).

Для подавления восстания шведы направили небольшое войско, состоящее из профессиональных наёмников, которые нанесли поражение отрядам А. Трусова и Д. Воейкова. Тихвинцы укрылись за стенами монастыря.

На помощь тихвинцам правительство царя Михаила Романова отправило отряды воевод С. Прозоровского и Л. Вельяминова, которые 24 июня 1613 года вступили в Тихвин. Шведы сожгли Тихвинский посад и отошли к селу Грузино на Волхове. Воевода С. Прозоровский принял меры по укреплению тихвинских монастырей – Успенского Большого мужского и Введенского женского.

К августу 1613 года шведы получили значительное подкрепление. В их войске появились новые наёмники – немцы, французы, шотландцы, финны и другой европейский сброд, обладавший высокими профессиональными воинскими навыками.

Шведы также привлекли на службу свыше 2 000 человек из польско-литовского воинского отребья, служивших ранее полякам и самозванцу Лжедмитрию II. В их числе преобладали украинские казаки – «черкасы». Возглавляли «черкас» или «литву» полковники Сидорка и Барышполец.

В начале августа 1613 года шведское войско появилось под Тихвином. Русские укрылись за стенами монастырей, для них началось знаменитое «тихвинское осадное сидение». К 11 августа 1613 года шведы сосредоточились для атаки слабо укреплённого тихвинского Введенского монастыря.

За неделю боёв воины С. Прозоровского отбили четыре попытки штурма монастыря. Семнадцатого августа 1613 года шведы с помощью пороховых петард взорвали ворота, проделали проломы в деревянных стенах и устремились на штурм Введенского монастыря.

Шведская пехота и наёмники легко расправились с войском С. Прозоровского, уничтожив до 700 человек и захватив 5 знамён. Часть русских воинов, покинув монастырь, разбежалась по окрестным лесам, а остатки отряда во главе с С. Прозоровским сумели пробиться и укрылись за стенами Большого монастыря.

Осаждённые тихвинцы стойко держались, отбивая атаки шведов. Шведы приступили к планомерной осаде, сделав Введенский монастырь своей главной базой. Наёмники-«черкасы» заняли Боровинский, Николо-Беседный и Антониево-Дымский монастыри и обеспечивали шведов продовольствием, грабя крестьянское население в окрестностях на десятки вёрст.

Игумен Тихвинского Успенского Большого монастыря Онуфрий и воевода А. Трусов отправились из Тихвина по большой Московской дороге за помощью в направлении Устюжны-Железнопольской. По дороге они встретили отряд под руководством Исайи Сунбулова, направлявшийся на помощь тихвинцам.

Значительный по численности отряд И. Сунбулова состоял из русских казаков, отрядов татар и небольшого количества дворян, представляющих профессиональное русское войско. Сунбуловцы вначале отбросили «черкас» к Николо-Беседному монастырю, а затем отошли на расстояние 15 вёрст от Тихвина по Московской дороге и попытались укрепиться у деревни Турково на реке Рядани недалеко от впадения её в реку Тихвинку. Здесь И. Сунбулов рассчитывал дождаться подкреплений, так как отряды воевод В. Неплюева и Ф. Плещеева были уже на пути к Тихвину.

Шведы действовали быстро и решительно. Для осады Большого монастыря они оставили незначительные силы и вместе со всеми «черкасами» бросились на сунбуловцев. Шведский историк XVII века Юхан Видекенд в своём труде писал, что шведы «…уложив большую часть на месте, остальных загнали в реку поблизости; самого предводителя взяли в плен с сыном и 25 знамёнами и с триумфом повели в Новгород».

Под предводителем шведский историк имел в виду тихвинского игумена Онуфрия, которого шведы показали осаждённым тихвинцам перед отправкой в Новгород к Якобу Делагарди. Наличие сына у игумена сомнительно, хотя он мог постричься в монахи, уже имея сына.

Лишь небольшая часть отряда И. Сунбулова отбилась от шведов и «черкас» и прорвалась в южном направлении. Впоследствии его отряд сражался со шведами у Белой (Неболчи) и под Бронницами (восточнее Новгорода).

Битва на реке Рядани у Туркова в начале сентября 1613 года упоминается русскими и советскими историками по ходу изложения тихвинских событий очень кратко и без указания места сражения. В подтверждение своей гипотезы места битвы на реке Рядани приведу выдержку из исторического документа, опубликованного во втором томе Дополнений к актам историческим.

В данном документе излагается донесение белозерскому воеводе от своих разведчиков, направленных под Тихвин. В нём указано, что «…Аршин (татарский мурза на службе И. Сунбулова) с казаки пришли на Турково и учали ставить острог; и те немецкие и литовские люди пошли на них и наших людей из острожку разгоняли …». В данном донесении точно указано место возведения укреплений – Турково, находящегося в 15 верстах от Большого монастыря.

Результаты битвы на реке Рядани ввели в уныние осаждённых в Тихвинском Большом монастыре. Среди них появились перебежчики, указавшие слабые места в русской обороне шведам. Те усилили осаду и начали вести подкоп под стены монастыря.

В свою очередь итоги сражения на реке Рядани оказали воздействие на войско интервентов. «Черкасы» не получили очередного жалования от шведов, а трофеи, взятые под Турково, были невелики и их не удовлетворили. Поэтому они 13 сентября 1613 года отправились от Тихвина на Северную Двину для грабежа ещё не пострадавшего в период Смутного времени Русского Севера.

Часть шведского войска, включая наёмный полк Мёнихгофа, не получив обещанного жалования, также ушла от Тихвина. Осаждённые тихвинцы не стали медлить и 14-15 сентября 1613 года под руководством С. Прозоровского нанесли поражение оставшимся шведам, которые бежали в Новгород.

Битва на реке Рядани в начале сентября 1613 года, несмотря на поражение русских войск, по своим последствиям сыграла позитивную роль. «Тихвинское осадное сидение» закончилось, но не закончилась война. Ещё в течение нескольких лет наш край подвергался страшному опустошению со стороны шведских и польских интервентов и их пособников.

«Черкасы» разбились на несколько отрядов и двинулись разными дорогами в направлении северо-востока от Тихвина. Первоначально они продвигались медленно, тщательно обыскивая встречающиеся деревни и разыскивая в лесах спрятавшихся жителей. Отнимали продовольствие, лошадей, сани. Многие деревни были сожжены, а их население разогнано, частично погибло или взято в плен.

Часть пленных, из числа молодёжи, «черкасы» превратили в своих «пахолков». Парни были слугами при казаках, они обязаны были следить за лошадями хозяина и его имуществом в обозе. При штурме укреплений они шли впереди своих хозяев с оружием в руках. Пленные девушки и молодые женщины прислуживали в обозе и были утехой для «черкас». Несмотря на частое бегство пахолков из отрядов, захватить новых для запорожских казаков не представляло труда.

В исторических документах XVII века пребывание «черкас» или «литвы» в нашем крае отражено несколько раз. Некто Гриша Аристов прибыв в Белозерск в сентябре 1613 года доложил местному воеводе, что «литовские люди» были на Воле и ушли с Воли «неведомо куды».

Волей в те времена назывался Иванский Вольский погост с центром в деревне Поток современного Лидского сельского поселения. Из Сомино через Вольский погост шла Белозерская дорога, по которой и шёл в разведку Гриша Аристов.

После наступления холодов и установления санного пути «черкасы» стремительно бросились в поход на Русский Север. Под Холмогорами они потерпели поражение от местных воевод и, обогнув Онежское озеро, попытались двинуться к Новгороду на соединение со шведами. Русские казаки, стоявшие в окрестностях Тихвина, встретили «черкас» на реке Свирь и разгромили их. Полковники Сидорка и Барышполец были убиты, а остатки «литвы» лесами бежали к Новгороду, огибая Тихвин с востока. Их отряды представляли по-прежнему большую опасность для местного населения.

Об этом свидетельствует другой исторический документ, опубликованный в Архиве Строева, том II. В нём говорится, что небольшой отряд русских казаков, собиравший продовольствие в Пелушах (современное Радогощинское сельское поселение), подвергся нападению «литовских людей» и был разгромлен 25 января 1614 года. Затем «литва» снова ушла в неизвестном направлении.

Территория края подвергалась нападению вплоть до начала 1619 года. В период до заключения Столбовского мирного договора 27 февраля 1617 года в крае действовали шведские наёмники, а затем до Деулинского перемирия с Польшей 1 декабря 1618 года периодически до наших окрестностей доходили польско-литовские отряды, имеющие в своём составе тех же украинских казаков – «черкас». Тихвинские воеводы неоднократно жаловались в Москву на невозможность получения пороха и свинца с Устюжны-Железнопольской вследствие перехвата дороги противником.

Память о «литовском» разорении края сохранялась на протяжении нескольких сотен лет. Легенды о «литве» дошли до наших дней. В одной из них жители маленькой лесной деревушки Заборье, расположенной близ деревни Стехново в окрестностях современной станции Подборовье, несколько десятков лет назад излагали события многовековой давности следующим образом (информатор Суренков Ф.В.):

«На старом кладбище (ныне жальник) около деревни во время «литовского разорения» находилась церковь. «Неверующая литва» (униатского и католического вероисповедания) стала стрелять через ограду в церковь, где укрывались люди. Пуля угодила в икону Пресвятой Богородицы. Разгневанная Божья Матерь ослепила врагов, а набежавшие скверские и соминские мужики легко расправились с ними».

Данная легенда в какой-то степени отражает борьбу жителей нашего края за свою свободу и независимость от иноземных захватчиков в тяжелейшее Смутное Время.

Л.А. Старовойтов,
краевед.

Источник: Газета "Рабочее слово", №4 (2681) от 29 января 2015 



Документы:


© 2024 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МУК «Дворец Культуры г. Пикалево» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.