…В деревню Ивановскую
…В деревню Ивановскую
История каждой из деревень, существовавших в старые времена на современной территории города Пикалёво, насчитывает несколько столетий. В прошлом вся округа местных деревень объединялась в низшую административную единицу – Воскресенский Лученский погост. Затем с 1861 года до революционных времён данная административная единица носила название Обринская волость.
Воскресенский Лученский погост или погост Воскресенский в Лучанех точной даты возникновения не имеет. В сохранившихся письменных источниках он впервые кратко упомянут писцом Юрием Сабуровым в 1496 году. В переписной книге Обонежской пятины Нагорной половины в погосте в Лучанех отмечены дети помещика Игната Забелина – Григорий, Кузьма и Зеновец, унаследовавшие поместье отца. Фактическое возникновение Лученского погоста можно отнести к XII-XIII векам.
Центром погоста было село Лучаны, где находилась церковь Воскресения Христова. Вокруг в радиусе до 15 км находилось множество мелких деревень, тянущихся к погосту. По данным переписной книги 1583 года в погосте насчитывались 3 сельца и 49 деревень, половина из которых пустовала вследствие тяжелейшего для России правления царя Ивана Грозного и затяжной Ливонской войны.
Главной ценностью того времени была земля. Большую часть земли с деревнями, находящимися на ней, составляли поместья. Они передавались дворянам при условии несения ими военной службы. Крестьяне, живущие в деревнях поместий, кроме государственных налогов выполняли барщину и оброк в пользу дворян, владельцев поместий.
Кроме поместных (дворянских) земель в Воскресенском Лученском погосте были земли, принадлежащие монастырям и церквям. В 1583 году церковный причт Воскресенской Лученской церкви во главе с попом (священником) Галактионом был обеспечен угодьями, и часть земли оставалась «в пусте».
Земли на территории погоста, принадлежащие новгородским церквям, государство изъять не могло, даже если они десятилетиями пустовали. Они были вложены в церковь на помин души новгородскими боярами ещё до присоединения новгородских земель к Москве. На земли, отданные Богу, никто из русских царей не покушался. Это смогла сделать лишь императрица Екатерина II в 1764 году.
В XVI веке землями в Лученском погосте (5 пустошей) владели новгородская церковь Бориса и Глеба, стоящая на Запольской улице, и церковь Сорока мучеников на Щирковой улице Великого Новгорода.
В писцовой книге Андрея Лихачева 1563 года в Воскресенском Лученском погосте указаны в совместном с помещиком Степаном Скрипицыным владении деревни Никольского Вяжицкого монастыря Дедовичи и Горка.
В 1583 году в монастырских землях в Лученском погосте насчитывалось 18 пустошей. В книжной публикации писцовой книги из общего числа данных пустошей приведено лишь название деревни Холмец, в которой «пашни лесом поросло...». Все монастырские земли в Лученском погосте в конце XVI века принадлежали новгородскому Никольскому Вяжицкому монастырю.
Данный монастырь располагался вблизи Новгорода. Он был основан иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом в конце XIV века. В XVI веке это был один из самых богатых и влиятельных новгородских монастырей. Многочисленные монастырские владения располагались в Водской, Шелонской, Деревской и Обонежской пятинах Новгородской земли. В 1580 году монастырь был разорён польскими войсками Стефана Батория. Сильно пострадал монастырь и в Смутное время. К концу Ливонской войны (1558-1583 гг.) многие монастырские деревни обезлюдели и запустели. В их числе была деревня Ивановская, находившаяся на территории современного 6-го микрорайона города.
С окончанием царствования Ивана Грозного (1584 г.) в крае началось постепенное хозяйственное восстановление и развитие. На месте пустошей появляются деревни, распахиваются земли, расчищаются сенокосы. В числе восстановленных оказывается деревня Ивановская.
В середине XIX века были опубликованы ряд документов из архива Николо-Вяжицкого монастыря. Среди них была порядная грамота Герасима Михайлова с сыновьями на житьё в деревню Ивановскую Никольского Вяжицкого монастыря в Воскресенском Лученском погосте.
Порядная грамота на житьё в деревню Ивановскую датируется 31 декабрём 1602 года. В те времена этот день не был предновогодним днём. До 1700 года Новый год начинался с 1 сентября. В обычный зимний день некто Герасим Михайлов с сыновьями Богданом, Жданом и Гришей договорился с монастырскими властями о поселении в деревню на монастырские земли.
В порядной грамоте были прописаны условия переселения семьи Михайловых в деревню. Переселение проводилось «во крестьяне, на полобжи». Обжа в те времена была единицей податного (налогового) обложения, одновременно выступая мерой пахотной земли. В разные периоды средневековья в новгородских землях на неё приходилось от 5 до 15 десятин земли.
При переселении семья получала льготы и освобождалась на период «до государева указа» от государственного обложения и волостных повинностей, а также от выполнения монастырских работ и уплаты податей. Обычно льготный срок устанавливался на 2-3 года.
Герасим Михайлов при обустройстве на новом месте, согласно грамоте, получал от местного монастырского управляющего помощь зерном и семенами. В грамоте прописано, чтобы он взял у монастырского старца Макария «осмину ржи, да осмину овса, да осмину жита». Старая русская мера сыпучих тел – осмина равнялась половине четверти и составляла в переводе на современные меры 105 литров. Житом в новгородских землях называли ячмень.
Данный объём зерновых, чуть более 30 современных стандартных вёдер, должен был обеспечить проживание семьи Михайловых до сбора первого урожая с распаханных земель. Семена можно было взять также у монастырского старца, согласно грамоте, взаймы.
В свою очередь семья Михайловых была обязана к следующему году (1603) поставить избу и клеть (вторую неотапливаемую избу для хозяйственных нужд), а также хлев с сенником и сарай, и приступить к распашке земли. В дальнейшем Герасим Михайлов обязывался отдавать в пользу монастыря четвёртую часть урожая с пашенных земель и косить сено в монастырь с четвёртой части выделенных ему пожен.
Одним из условий переселения семьи Михайловых был немедленный переезд в деревню Ивановскую, куда они должны были прибыть уже 3 января. В случае отказа от поселения на новое место, при взятой помощи от монастыря, Герасим Михайлов уплачивал неустойку в сумме 3 рубля – деньги по тем временам солидные.
В порядной грамоте были указаны присутствующие при сделке свидетели. Ими были дьяк местной Воскресенской Лученской церкви Семен Васильев и крестьянин Григорий Ларионович Кощаков. Грамоту писал Богдан Герасимов «…лета 7110-го (1602), декабря в тридесять первый день».
Дьяк местной церкви Семен Васильев, выступивший в качестве свидетеля сделки, на обороте грамоты сделал следующую запись: «Послух Сенка руку приложил»,подпись другого свидетеля отсутствовала.
Члены семьи Герасима Михайлова – первые из известных нам жителей в истории деревни Ивановской. Дальнейшая их судьба, как и судьба деревни Ивановской в начале XVII века, неизвестна. Уже в 1605 году в Россию вступил с войском из польских и других наёмников Лжедмитрий I, положивший начало Смутному времени.
В разгар Смутного времени, в период 1612-1613 гг., наш край был полностью опустошён. Шведские интервенты, осаждавшие Тихвинский монастырь, кормились за счёт местного населения, грабили и убивали местных жителей на сотни вёрст в округе.
Особенно зверствовали их наёмники – казаки с Украины, которых на нашей земле в те времена называли «черкасами», а местные крестьяне «литвой». Легенды о зверствах «литвы» сохранились в окрестных деревнях у коренного населения до настоящего времени. Бытовали смутные известия «о литве» и у жителей деревни Ивановская до середины XX века.
Кроме шведов и их наёмников на территорию края в Смутное время вторгались отряды польских интервентов, в рядах которых также было много «черкас». Край был так опустошён, что шведское посольство, возвращающееся из Москвы после ратификации Столбовского мирного договора 1617 года, отказалось обратно следовать по дороге Устюжна-Тихвин, и обошло наш край стороной.
Возможно, деревня Ивановская исчезла в Смутное время, но её пустоши продолжали числиться за Вяжицким монастырём. В царствование первых Романовых деревня была восстановлена в своём прежнем статусе – монастырской деревни.
Л.А. Старовойтов,
краевед.
Источник: Газета "Рабочее слово", №3 (2680) от 22 января 2015