Очерк первый. Во глубине веков.
Очерк первый.
Во глубине веков.
Если считать, что исторический процесс есть череда сменяющих друг друга событий, то первым важным историческим событием, произошедшим на территории современного муниципального образования «город Пикалёво» было появление в нашем крае первобытного человека. Произошло это, как считают археологи, около 9 тыс. лет назад, когда территория края окончательно освободилась от последнего валдайского оледенения.
Не смотря на то, что на городской территории не обнаружено мезолитических и неолитических стоянок древнего человека, обитание его в здешних местах подтверждено археологическими открытиями 1970-1995 гг. на прилегающих к городу территориях. Водораздельное положение г. Пикалёва на склонах Тихвинской гряды, между бассейнами рек Балтийского и Каспийского морей, привело к тому, что ещё в глубокой древности территория будущего города оказалась на периферии различных археологических культур. В VII - V тысячелетии до нашей эры на его территории и в окрестностях существовала культура древних охотников и рыболовов. Данная археологическая культура была близка к карельской, валдайской и верхневолжской мезолитическим и ранненеолитическим культурам.
В период неолита (IV-II тыс. лет до н.э.) она сменилась культурой неолитических племён ямочно-гребенчатой керамики, главными занятиями которых также были охота и рыболовство. Особенностью местных неолитических памятников является наличие в них остатков лепных остродонных или круглодонных сосудов с толстыми стенками, сплошь орнаментированных ямками и гребенчатым штампом. Это в свою очередь стало определяющим признаком для определения сходства местной неолитической культуры с неолитическими культурами Валдайской возвышенности и среднего течения реки Мологи, расположенными к югу и востоку от нашего края.
В начале бронзового века (II тыс. лет до н.э.) неолитические племена нашего края были последовательно сменены племенами волосовской, а затем фатьяновской археологических культур (1900 – 1600 гг. до н.э.). Доказано, что фатьяновские племена были индоевропейцами, и кроме охоты и рыболовства занимались разведением мелкого и крупного рогатого скота. Фатьяновцы освоили бронзолитейное производство. Вислообушные шлифованные каменные и бронзовые боевые топоры были грозным оружием фатьяновцев и при защите своих стад, и в далёких походах по территории окружающих враждебных племён.
Одна из групп фатьяновцев поднялась по долинам рек Молога и Чагода и их притокам до озера Вожанское и обосновалась на месте прежнего неолитического поселения. Здесь у деревни Забелье в 1989 году археологом Ю.Н.Урбаном было сделано сенсационное открытие - найдены обломки глиняного сосуда фатьяновцев с фрагментами древнейшей в Европе письменности, относящейся к XVIII – XV вв. до н.э. Данные материалы составляют основу экспозиции, посвящённой археологическому прошлому края в Пикалёвском краеведческом музее.
Позднее, на стыке I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. территория нашего края попала в зону расселения представителей дъяковской или близкой к ней археологической культуры, созданной предками финно-угорских племён, обитавших здесь до прихода славян. Археологическим памятником дьяковцев в нашем крае является городище у деревни Городок Климовской волости. В 1992 году его раскопала экспедиция под руководством археолога Башенькина Н.А. Материалы раскопок также представлены в экспозиции городского музея. Они свидетельствуют о том, что дьяковцы занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но и земледелием. Об этом свидетельствуют находки серпа и тёрочника для размалывания зерна. Раскопанное укреплённое поселение дьяковцев на реке Чагоде датируется I – II вв. н.э.
Первый поток славянских переселенцев из племенного союза кривичей появляется на юге нашего края в VII - VIII веках, но современная территория города Пикалёво ими обойдена, так как основным занятием данного населения было земледелие в виде кратковременной подсеки в сосновых борах. Такие лесные массивы, пригодные для подсечного земледелия, располагались на востоке края. У Варшавского шлюза при впадении р. Горюни в реку Чагоду частично сохранились их археологические памятники – длинные курганы.
В VIII – X веках территория будущего города попадает в зону великого Волжско-Балтийского торгового пути, одно из ответвлений которого получило название в древнерусских летописях как путь «из варяг в греки». В свою очередь один из маршрутов пути с Балтики на Волгу включал в себя сухопутный волок между реками Воложба и Чагода в районе современной д. Большой Двор Анисимовской волости. По данному пути восточные товары, а главным образом арабское серебро в монетах (дирхемы) поступало в Ладогу и далее в Северную Европу. Этим путём пользовались варяги и связанные с ними колбяги. Последние имели своё поселение на реке Воложбе (ныне дер. Колбеки). Параллельно с экспансией воинов-варягов существовала эмиграция крестьян-бондов из Скандинавии в Приладожье и освоение скандинавскими колонистами (предками шведов) отдельных мест по рекам Сяси, Воложбе, Чагоде, Песи, верховьям Мсты.
Вполне вероятно, что городская территория в то время могла находиться в зоне влияния скандинавских выходцев. Но это влияние не было продолжительным и сменилось славянским влиянием. Территория будущего города могла оставаться пограничной зоной между пришлым славянским населением поселившимися в бассейне реки Воложбы (центр поселений Мозолёво) и аборигенными финно-угорскими племенами обитавшими в бассейне реки Тихвинки и позднее объединившимися в средневековую народность – весь.
Первые выявленные в начале ХХ века на территории города Пикалёво археологические памятники (курганы и жальники) учёными-археологами Колмогоровым А.И. и Романцевым И., свидетельствуют о заселении городской территории и окрестностей представителями славянского племенного союза словен ильменских или новгородских в XI – XII веках. Основой их хозяйства являлось пашенное земледелие и разведение скота. Первые их представители поселились в долине реки Рядань в X-XI вв., сожгли окрестные леса и распахали земли.
В какой-то период они проживали на территории будущего города вместе с местной чудью (весью). В XII - XIII вв. численность славянского населения на данной территории возросла, что подтверждается наличием многочисленных археологических памятников - жальников на территории муниципального образования «город Пикалёво» и в его окрестностях. Местное чудское население частично смешалось со славянскими пришельцами, или отступило в направлении северо-востока и ещё долгие годы обитало по соседству, оставив память о себе в местной топонимике, главным образом в названиях населённых пунктов – Чудцы, Чудская, Чудской конец.
краевед.