Языческие храмы
Языческие храмы
Храмы нужны человеку для общения с высшими существами, покровителями и защитниками в его жизни, от рождения до самой смерти. За время обитания человека в нашем крае жителями создано множество различных храмов и мест поклонения как языческих, так и христианских.
До появления славянских переселенцев на территории нашего края обитало население финно-угорских племён, которым славяне дали собирательное имя чудь. Отголосками от тех времён, когда славяне и чудь проживали чересполосно на территории края, являются названия населённых пунктов Чудцы, Чудская, Чудской конец, Чурилова Гора и других, им подобных.
Первый поток славянских переселенцев территорию края почти не затронул. Он проходил полторы тысячи лет назад, когда славянские родовые общины славян-кривичей в поисках удобных мест для подсечного земледелия широко распространились от ближайших к нам мест их прежнего поселения в бассейне реки Мсты. Для поселений они облюбовывали сосновые боры и после себя оставили могилы, известные в науке как длинные курганы.
Нахождение длинных курганов на территории Бокситогорского района зафиксировано учёными в урочище Варшавский шлюз на реке Горюне. В разные годы они были раскопаны археологами Е.Ю. Расторгуевой и А.Н. Башенькиным. Одиночные удлинённые насыпи, подобные длинным курганам, обнаружены в долине реки Лидь у Заборья и в долине реки Воложбы у д. Славково.
Второй поток славянских переселенцев на территорию нашего края начался чуть более тысячи лет назад и состоял из общин словен ильменских или новгородских. Первоначально они появились в долине реки Чагоды и оставили после себя захоронения в высоких крутобоких курганах известных как сопки.
В Бокситогорском районе группа сопок расположена около д. Озерёво на реке Чагоде. Находятся они в поле в ста метрах от левого берега реки, часть сопок испорчена. Высота сопок составляла 2-6 метров при диаметре 14-27 метров. К одиночным сопкам относится насыпь в д. Усадище на правом берегу реки Чагоды, расположенная сравнительно недалеко от первой группы сопок.
В верховьях р. Чагоды, на берегу оз. Боровое (Фомкинское) расположена одиночная сопка высотой 6 метров и диаметром около 20 метров. Кладоискатели оставили на её поверхности несколько ям, при зачистке которых выявлены многочисленные угольные и зольные прослойки выше подошвы. Разведку сопки производил археолог В.И. Равдоникас в 1919 году. В археологическом своде В.В. Седова, посвящённом сопкам, она обозначена под №459. Вероятно, к сопкам относилась и расположенная недалеко от последней насыпь в д. Некрасово (Струги), сильно повреждённая ямами.
Переселившиеся в наш край словене ильменские или новгородские недолго хоронили умерших в сопках по обрядам трупосожжения. С годами сопки сменились курганами, а затем жальниками с обрядом трупоположения.
Постепенно славянское население, распространяясь с юго-востока, освоило в пределах современного Бокситогорского района долины рек Лиди, Колпи, Рядани, Воложбы и их притоков. Верховья Тихвинки были заселены славянами-новгородцами лишь к XIV веку. К северо-востоку от р. Тихвинки обитала весь – предки современных вепсов.
Одновременно со славянским расселением в долине реки Воложбы происходило заселение колбягов и, возможно, скандинавских переселенцев из юго-восточного Приладожья (низовья рек Паши и Сязи), на что указывают исследования шведских историков. Здесь сложился некий местный конгломерат из старых и новых пришлых племён. В какой-то степени это подтверждается данными топонимики. Здесь сравнительно недалеко друг от друга расположились населённые пункты Русско, Колбеки и Чудской Конец (Большое Болото).
Славяне пришли на территорию края такими же язычниками, как и проживавшее здесь ранее население. Различия в языческих верованиях кривичей и словен ильменских трудно различимы. Даже составление общего пантеона славянских богов постоянно вызывает споры учёных.
Кроме почитания родовых предков, все славянские племена в той или другой степени почитали природные объекты. Их почитание уводит историческую память народа в глубину тысячелетий. С пребыванием кривичей в крае некоторые исследователи (К.М. Плоткин, А.А. Александров) высказывают предположение о распространении почитания камней-следовиков и водныхцелебных источников. Потомки носителей культуры длинных курганов довели данные обычаи, в изменившихся формах, до наших дней.
На территории края почитаемые камни, по данным А.В. Курбатова, расположены у д. Воложба на одноименной реке, д. Горка на реке Тихвинке, д. Плески на р. Лидь. Интересен культовый камень валун размерами 1,75+1,53+0,88 метра, что находится восточнее д. Воложба вблизи границы Тихвинского и Бокситогорского районов. На восточной стороне камня, близ вершины, имеется углубление около 10 см, которое отождествляется со следом лося. Местные жители дали ему новое название – божье копытце и придерживались обычая, возвращаясь с кладбища, умыть лицо водой из следа.
Возможно, что данный культовый камень является не только наследием кривичей. Вполне вероятно увидеть в нём более древний культовый памятник, уходящий своими корнями к нео-литическим и мезолитическим праплеменам, придерживающихся культа Лося как одного из более почитаемых в анимистических верованиях. Несомненно и то, что наряду с культовыми камнями, оставленными первыми славянскими поселенцами культуры длинных курганов, в нашем крае могут быть и другие почитаемые камни, связанные с культурой местного финно-угорского населения.
Камни-следовики (название дано С.Н. Ильиным) встречаются повсеместно на территории Европейского Севера, в том числе в соседних с нашим краем районах Новгородской и Вологодской областей. Их поисками на территории нашего края специально никто не занимался. В то же время есть сведения о наличие примечательных камней, обладающих определённой сакральностью подобно камню близ деревни Михеево.
Следовики относятся к памятникам глубокой старины, относящимся к культу предков широко распространённому у первобытных людей. Проходили века, а они служили разным родам, племенам и народностям. С появлением христианства они продолжили служить населению, трансформировавшись в «божьи стопки», «стопы богородицы» и другие.
Трудно сказать, какие боги в пантеоне у местных кривичей занимали главенствующее положение. У словен ильменских, несомненно, главным персонажем являлся Перун – бог грома и молний. Широко известно его святилище в урочище Перынь, расположенное на истоке реки Волхова из Ильмень-озера.
Святилища, посвящённые Перуну, известны во многих местах, форма их в плане округлая, площадки ровные, горизонтальные, окружённые кольцевым рвом и кострищами. В центре находился деревянный идол. Известно также, что славяне-язычники посвящали Перуну некоторые цветковые растения, приносили жертвы и как можно дольше поддерживали ритуальный огонь.
Подобное святилище Перуна находилось на востоке Бокситогорского района в урочище Перунь на реке Колпи, в одном из первых мест, освоенных славянами ещё в Х веке. При раскопках, произведённых археологом А.Н. Башенькиным, в центре славянского капища был найден ритуальный камень, соотносимый со славянским богом Перуном. Здесь в глубокой древности наши славянские предки в своём языческом храме просили покровительства у богов.
Вторым по значению богом после Перуна у словен ильменских был Велес – покровитель мира мёртвых, леса, зверя, скота, богатства, торговли. Велес часто выступал у земледельцев как «скотий бог», но в Ладоге, где существовало особое святилище Велеса в Велеше, его чтили больше как бога торговли. Возможно, что культ Велеса развивался у словен под скандинавским влиянием.
Славянская топонимика Тихвинского края позволяет предположить почитание словенами ильменскими и менее известного божества – Радогость. С этим именем связан топоним Радогощь, название населённого пункта, расположенного в верховьях реки Лидь и бывшего форпостом славянского населения среди проживающей вокруг веси (вепсов). Радогость или Сварожич, известный как бог земного и небесного огня и почитаемый у западных славян, вполне мог в той или другой степени сохранять своё влияние среди словен ильменских, связанных своим происхождением с западными славянами. Некоторые исследователи считают, что Радогость (Радигость) вообще являлся общеславянским божеством.
Трактование второй половины топонима – «гоща» как место сбора в средние века торговых людей – гостей не противоречит данному предположению. Опорный пункт славян среди весского населения мог иметь своё святилище Радогоста и быть торговым центром одновременно.
О наличие славянских языческих мест поклонения древним божествам свидетельствует также название известного со средних веков в Нагорной половине Обонежской пятине погоста в Березуе и Радуницах. Земли этого погоста располагались вокруг озера Березорадинского (Спировского) частично в границах Бокситогорского района и за его пределами в Новгородской области.
В названии погоста дано явное указание на местность, именуемую Радуницей. Известно, что радуница – это языческий весенний праздник у восточных славян. После крещения Руси его стали отмечать на Фоминой неделе – в первое воскресенье после Пасхи, а чаще в следующий за ним вторник.
Радуница проявляется как свидетельство культа предков и несмотря на запреты православных иерархов сумела утвердиться и сохраниться у православного населения вплоть до наших дней. Теперь её считают «пасхой мёртвых» и приносят на могилы вино и еду, но уже не устраивают, как встарь, причитаний и игрищ с играми скоморохов, песнями и плясками.
Корни славянской языческой религии уходят в глубь прошлого и порою тесно связаны с её праиндоевропейским основанием. В памяти людей, в их языке сохраняются отголоски многих первоначальных представлений о прежних божествах, порою изменённых до неузнаваемости в проявлениях изменённой обрядности.
К концу Х века у восточных славян наметился кризис языческих верований. В сознании народа стало утверждаться христианство.
Леонид Старовойтов,
краевед.