”Бывают встречи не случайные... ”
”Бывают встречи не случайные... ”
Полночь, дымный «Беломор»,
Я болею, мне не спится.
В полумгле всплывают лица,
Слышен тихий разговор…
Верно, это не к добру:
вместе – мёртвые с живыми…
Называют моё имя,
Прочих слов не разберу…
Жизнь моя, ты словно дым,
Как табак, в огне истлевший…
Я тоскую об умерших
И сочувствую живым…
Виктор Иванович Кунташев
– Уважаемые дамы и господа! Наш экскурсионный автобус приближается к уникальному городу периода строительства социализма – городу Бокситогорску. Боксит – слово нерусское. Оно произошло от названия французской местности близ Арля в Провансе, где имеются мощные месторождения боксит.
Основные черты современной поверхности района, и, естественно, города, сложились в девонский, доледниковый период. Наступавшее море создало скопления глин каолинового типа. При выветривании девонских пород накапливались бокситовые породы. До открытия месторождения в 1916 году прошли тысячелетия. Что это именно так, доказывают научные находки: кости стегоцефала, останки животного времён нижнего карбона, то есть времени образования боксит. В 1940 году был найден рог шерстистого носорога, а позднее вблизи Губского месторождения – предметы обихода 11-15 веков.
Бокситогорск известен тем, что первый килограмм советского глинозёма и первые слитки алюминия были добыты лабораторным путём как раз из боксит данного месторождения. В Бокситогорске был построен первый в мире завод искусственного обезвоживания торфа и выпущены первые в мире этиловый спирт и фурфурол, полученные из торфа.
С городом связано множество славных имён отечественной истории. Например, геологов, профессоров С.Ф. Малявкина, С.Г. Вишнякова, главного геолога завода А.А. Кальнина. Завод строил замечательный энтузиаст, позже репрессированный И.П. Петров. Прославили свои предприятия и город такие директора, как Б.Н. Максименко, Н.А. Павлов, Н.А. Воронин, командир взвода партизан Иван Жуков. Возможно, вы слышали, что и легендарный разведчик Николай Кузнецов родом из этих мест? Можно называть и другие имена, но меня как искусствоведа заинтриговала судьба художника, жившего и творившего в этом городе два с половиной десятка лет. Здесь же он, кстати, и похоронен после длительной мучительной болезни. Виктор Иванович Кунташев работал, в основном, в жанре графики, которой владеют немногие художники, и создал более четырёх сотен экслибрисов, посвящённых знаменитым и обычным соотечественникам. Как это часто случается в отечественной истории, некому было вовремя оценить уникальный талант провинциального мастера, в то время как его могли использовать лучшие издательства страны и зарубежья. Об этом с сожалением писал позже журнал «Юность», а также коллеги Виктора Ивановича, обладающие мировой известностью.
– А про такого мастера мы не слышали, – стали подавать реплики экскурсанты. – И что такое экслибрис? Расскажите, пожалуйста, об этом человеке, раз уж вы предоставляете нам право выбора в знакомстве с выдающимися людьми!
– Тогда мы посетим с вами два адреса города: Комсомольскую, 22-а, где с 1974 года располагается редакция районной газеты «Новый путь» и где ответственным секретарём газеты 25 лет трудился Виктор Иванович, и Спортивную, 10, где жил художник и создавал в маленькой комнатке свои уникальные творения.
От автора корреспонденции.
Я верю, что когда-нибудь такие экскурсии станут обычной практикой для города, а имя художника, поэта и журналиста Кунташева будет широко почитаемо. 24 февраля – 12 годовщина со дня ухода Виктора Ивановича в мир иной. Коллеги и друзья, знакомые – а их было и есть великое множество – помянут славного земляка. Моя задача – напомнить о его творчестве. Чтобы знали. Чтобы помнили. Брали пример и вдохновлялись в своём личном творчестве.
Как художник-иллюстратор Виктор оформил 14 изданий (часть из них имеется и экспонируюется в районной библиотеке). Среди них повесть В. Беляева «Старая крепость», историческое исследование К. Бадигина «Корсары Ивана Грозного», исторический роман Э. Зорина «Богатырское поле» и повести С. Покровского «Посёлок на озере», «Охотники за мамонтами», сборники стихов его студенческих друзей Виктора Лапшина, Сергея Потехина, Антонины Коробковой, научное исследование К. Чистова «Русские народные легенды» и другие издания. Теперь давайте представим, опираясь всего лишь на названия книг, сколько нужно было перечитать специальной литературы, как глубоко проникнуть в замысел автора, чтобы создать неповторимые, «говорящие» иллюстрации? Это гигантский труд, но Виктор был как раз тем трудоголиком, который ради маленького сюжета книги будет просиживать над книгами ночи напролёт и все выходные дни.
Он обладал необыкновенной силой воображения, подкреплённой научными поисками. И в результате создал галерею портретов знаменитых людей. Скажем сразу, они не похожи на работы других мастеров по тем же персонажам. Это был свой особый стиль и взгляд на людей. Зная Виктора Ивановича близко, я бы отметила глубоко личное отношение автора к герою, нежный юмор и лукавинку, ярко подмеченную главную черту характера. Вот непобедимый Александр Македонский, который суров и готов к новым победам, но не поражениям! Вот мутный взгляд и пустота глаз проигравшего свою войну Наполеона, вот русские доброжелательные лица Козьмы Минина и князя Д.И. Пожарского. Штрихами кафтана князя, лёгкими завитками волос и бороды художник сумел придать русский акцент и народность знаменитым героям отечественной истории. Рассматривая портреты Петра Первого, Степана Разина, понимаешь, какой внутренней силищей характера обладали эти люди. Как это сумел передать автор в скупых штрихах портрета? Загадка… А насколько своеобразны портреты А.В. Суворова, М.И. Кутузова, адмирала С.О. Макарова и П.С. Нахимова, генералов, атаманов, баронов, рабочих, революционеров, чекиста Дзержинского, лётчика Чкалова. Портрет А. Гитлера идентичен фотоизображениям, но несколько штрихов – и перед нами карикатура на злого завоевателя мира.
Серьёзным увлечением Виктора ещё в юношеские годы стало создание экслибрисов – книжных знаков. Техника их создания требует ювелирного владения тушью и пером, очень часто при работе используется лупа. Создать экслибрис непросто не только в прямом значении слова. Необходимо точно, экономно выразить образ и характер человека, которому посвящён знак. Всего, по подсчётам сестры Серафимы Кунташевой, им создано около 400 книжных знаков. С ними Виктор Иванович участвовал и получал высокие награды в коллективных и персональных выставках по всему свету. Поразительный факт: графические миниатюры Кунташева хранятся в собрании Королевской библиотеки Великобритании как лучший образец человеческого творчества в этом виде искусства. Надо заметить, что Виктор создавал экслибрисы по заказам и велению души. Его работа имеется у папы римского (поляка), писателя Василия Белова, поэта Лапшина, академика Дмитрия Лихачева.
Экслибрисы имели посвящения таким знаменитостям, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.С-Экзюпери, В. Песков, Н. Дроздов и многим другим.
Зачастую люди даже не подозревали, что для них создан книжный знак, тем неожиданнее было получить или увидеть в печатном виде маленькое свидетельство собственной значимости. Изумительно эмоциональным получился экслибрис музыкантов супругов Жабаровых, экслибрис несущегося ввысь авиалайнера Х.А. Бадальянца, нежное воспоминание о широкой душе фотокорреспондента А.П. Бахарева и его талантливого последователя, рано ушедшего из жизни, Бориса Коцуконя, несколько экслибрисов посвящены коллеге Р.Г. Мусинову, великому книгочею и исследователю. А какое богатейшее содержание вложено в экслибрис для художника В.А. Пестова: тут и жар-птица счастья, и мудрый змей-искуситель, и театральная маска, и романтичный корабль с туго надутыми парусами путешественника. И всё это умещено в несколько квадратных сантиметров бумаги! Учитель О.С. Русманова и врач В.Г. Русманов наверное гордятся лиричными и философскими знаками, им посвящёнными. Среди бокситогорцев таких знаков удостоились педагог В.П. Чеблоков, семья Симонян, Г.К. Цверава, В.П. Ястребов. Экслибрис поэтессы Таисии Яблочкиной, которую Виктор Иванович вырастил как поэтессу, помогая ей с первых поэтических опытов, – одна из интереснейших работ. Посмотришь на такой знак – и очень многое поймёшь о человеке, ещё не видя его и не зная. Таков талант настоящего Мастера. Именно таким и был наш Виктор Иванович Кунташев.
Память о нём сохраняется во многих семьях района – в Ефимовском, где он работал учителем. В Бокситогорске. Ведь за годы созидания им были созданы десятки портретов и экслибрисов земляков, он был также талантлив в различных поделках. Из лучины сделает птицу счастья, починит разбившийся светильник, добавив ему художественной огранки, составит эскиз будущего дома, придумает эмблему всероссийской выставки книг – Офеню, эскиз фестиваля провинциальных встреч мастеров искусств, эмблему района и так далее, и так далее. Творчество Кунташева ещё предстоит изучать и изучать. Оно всё обращено к нынешнему и будущему поколениям. Оставлен бесценный дар души талантливого человека. Возьмите его, пожалуйста!
Светлана Владимирова.
Источник: Газета "Рабочее слово", №7 (2633) от 20 февраля 2014