Их трудовой подвиг приближал Победу

Их трудовой подвиг приближал Победу

В годы Великой Отечественной на территории цементного завода Пикалёва размещалась стационарная авиационная мастерская САМ-139. Совсем мальчишкой Иван Фёдорович Башмаков работал там. Своими воспоминаниями И.Ф. Башмаков поделился с корреспондентом газеты. Его воспоминания – неоценимый вклад в сохранение истории. Очень важно, чтобы молодое поколение знало о событиях войны не только из современных фильмов и Интернета, но и из рассказов очевидцев.

Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, Иван закончил пять классов. Пока немцы не заняли Тихвин, школы Пикалёва продолжали свою работу, и шестиклассники посещали занятия. Невозможно представить, о чём думали за партами ученики, не хуже взрослых понимая, что враг находится всего в 40 километрах. Правда, учебный год оказался на редкость коротким: фашисты заняли Тихвин, и пикалёвские школы закрылись. Вместе с учёбой закончилось и детство.

В июле 1941 года в пустующие цеха недостроенного цементного завода в Пикалёве перебазировалась стационарная авиационная мастерская САМ-139. После захвата немцами Тихвина мастерская была эвакуирована, а весной 1942 года вновь прибыла в Пикалёво. Здесь ремонтировали боевые самолёты, которые поступали с Волховского, Ленинградского и других фронтов: И-15, И-16, ЛаГГ-3, Як-3, Як-4, Ил-2, МиГ-3, Ла-5, авиационные двигатели М-11, М-42, М-48, М-65, М-82. За цементным заводом силами воинских частей с помощью населения был сооружён аэродром, откуда прошедшие ремонт самолёты улетали прямо на фронт.

В это время Ивану не было ещё и четырнадцати лет, а точнее 13 лет и 10 месяцев. Он выглядел взрослее сверстников, и, приписав себе один год, в ноябре 1942 года устроился работать в авиамастерские в цех по ремонту электрооборудования электромагнитчиком. За годы войны в САМ-139 было восстановлено около 500 самолётов и 800 авиационных двигателей.

В авиамастерских работали в основном военные, и два месяца юноша перенимал у них секреты мастерства. Он быстро освоил профессию и вскоре наравне со взрослыми выполнял работы по ремонту самолётов. «Мы работали сутками, – вспоминает И.Ф. Башмаков. – Если начиналось наступление, это сразу чувствовалось: сбивали много самолётов, которые по железной дороге эшелонами привозили нам на ремонт. Правда, некоторые подбитые самолёты умудрялись дотянуть до аэродрома».

У рано повзрослевших мальчишек настрой был один: бить немцев. Дважды Иван убегал на фронт, но каждый раз его снимали с эшелона, потому что, несмотря на взрослый вид, документов у него никаких ещё не было. Приходилось из Тихвинского райвоенкомата вновь возвращаться в цеха авиамастерских. Было желание уйти в партизаны, но мальчик не знал, где они находились, и три года проработал в САМ-139 – сначала в Пикалёве, а позднее их перебросили в Новгородскую область в Крещавицы.

Иван Фёдорович вспоминает, что в деревне Кухново, недалеко от цемзавода, вдоль железной дороги был построен аэродром. Бетона на взлётных полосах не было – одна грунтовка, которую засыпали и выравнивали после каждого налёта вражеских самолётов.

Иван Фёдорович на всю жизнь запомнил первую бомбёжку, под которую попал в самом начале войны. Эшелоны с техникой, боеприпасами, военными уже были сформированы и готовы к отправке, когда налетели немецкие самолёты и начали обстрел. В ужасе люди бежали подальше от станции, но взрывы были слышны всю ночь, и тёмное небо озаряли всполохи пожара. «Было очень страшно. Мы убежали в лес за 4 километра, но всё равно было слышно разрывы. В лесу около Заручевья были выкопаны землянки – думали, если немец придёт, то мы уйдём туда и будем партизанить. Хотя землянки были в лесу временные, там имелись запасы продуктов, вода, но воспользоваться ими не пришлось – немцы отступили. Мы пацаны, конечно, играли в землянках, а потом они обрушились», – рассказывает И.Ф. Башмаков..

С аэродрома прямо на шиферный завод была проведена дорога, а основной цех авиамастерских располагался на месте современного РМЦ. Через большие ворота загоняли в ангар самолёты, снимали крылья и приступали к ремонту. В цехе Иван вместе с другими чинил электрооборудование, а уже на аэродроме самолёты собирали полностью. Там были сделаны палатки из маскировочной сетки, поэтому во время бомбёжек страдали в основном только взлётные полосы.

Все основные работы по ремонту самолётов выполняли военные специалисты, а юноша вместе с другими помогал им, присматривался к работе. Когда завершался ремонт электродвигателя, он помогал двум старшинам установить моторы на специальные стенды, на которых в течение 72 часов проверялось качество ремонта. Случалось, что обнаруживались и какие-то недоработки, тогда их устраняли и снова испытывали.

Юношу интересовало в работе всё – радиоаппаратура, датчики, электропроводка, моторы. Часто к нему обращался старший лейтенант Завадский, который руководил ремонтом электропередатчиков: «Фёдорыч, помоги мне». Лейтенант не успевал выполнять всё сам, и Иван ему с удовольствием помогал. Тогда он ещё не разбирался в схемах, но выполнял необходимые, простые задания – паял, делал наконечники, проверял проводку. Иногда электропроводку нужно пропускать из одного корпуса самолёта в другой, и взрослые мужчины вновь просили: «Фёдорыч, помоги-ка!», ведь руки у паренька были тоньше.

Если появлялось свободное время, Иван не сидел и отдыхал, а всегда находил себе занятие – помогал в ремонте радиоаппаратуры, проводки, испытаниях. Работы хватало с лихвой: в разбитых самолётах практически всё приходилось делать заново. Со временем пришёл опыт, и юноша гордился, что выполняет работу не хуже военных специалистов.

В группе по ремонту основной электропроводки самолётов был москвич по фамилии Шатилов, который в довоенное время был киномехаником. Он часто говорил Ивану: «Федорыч, хочешь, я научу тебя кино крутить?». Юноша согласился. «Научиться этому меня побудило вот что: Шатилов был старше меня, да к тому же специалистом, а кино показывал после работы. Вот я и подумал: «Научусь и хоть немного освобожу его, а он сможет отремонтировать больше проводки, сделать что-то на аэродроме». Иван быстро освоил тайны киномеханика и, если выдавался свободный вечер, крутил по три сеанса в день. Потом их перебросили под Новгород, и там он продолжал крутить фильмы.

До 1944 года Иван проработал в авиамастерских, вместе с ними перебазировавшись в Новгородскую область. Там довелось Ивану Фёдоровичу принимать участие в ремонте самолёта Жукова. Двенадцать юношей и девушек под руководством специалистов выполняли это задание в свободное от основной работы время. Пришлось трудиться практически без отдыха, по ночам, порой по несколько раз перекрашивая обшивку самолёта. Выполнили задание быстро, за что и получили благодарность. «Помню, пилот к каждому из нас подошёл, поблагодарил, пожал руку и даже по шоколадке вручил», – улыбается И.Ф. Башмаков.

Юноши и девушки работали без устали, понимая, что и они приближают Победу. Ивану не было ещё и 15-ти, когда его наградили медалью «20 лет РККА». «Это была моя первая медаль. Знаете, как это было престижно, ведь такие же медали получали и фронтовики. Для меня это самая дорогая награда, хотя, по сути, она не столь и значимая, но друзья смотрели на меня как на героя», – со слезами на глазах вспоминает Иван Фёдорович.

Даже сейчас, когда военное лихолетье осталось далеко позади, Иван Федорович помнит практически все события тех военных лет, увлечённо рассказывая о годах своей молодости: «Работа без устали, обстрелы, голод – разве можно это забыть? Никто из нас даже не думал о каких-то наградах. Все мы мечтали только об одном: быстрее победить врага. И мы эту войну выиграли».

Ольга АСТАПОВА.

Источник: Газета "Рабочее слово", №25 (2702) от 25 июня 2015



Документы:


© 2024 Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры г. Пикалево», структурное подразделоение «Пикалёвская центральная библиотека»
Ленинградская область, Бокситогорский район, МО «Город Пикалёво», улица Советская, дом 25
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МУК «Дворец Культуры г. Пикалево» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.